Алексей Петренко, актёр

 

Иван Грозный

14 января в БДТ прошёл показ кантаты Прокофьева «Иван Грозный». Музыка звучала  в исполнении симфонического оркестра и хора под управлением Сергея Словачевского, текст читал Алексей Петренко. И  то, что разворачивалось под чёрными занавесями БДТ, это всё же было скорее из разряда театрального действа, это был именно показ кантаты, а не её прослушивание.

До этого кантату Словачевский и Петренко возили в Европу, там она прошла на ура. На такое же ура она прошла и в Петербурге. Несмотря на то, что скрипки молодёжного, плохо сыгранного за год своего существования оркестра, звучали пискляво, контрабасы сильно стучали смычками, что-то где-то отставало, что-то пропадало, и вообще оркестр был вялым. Но Петренко, наш Пётр Первый из моего самого любимого фильма про Петра- «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», Петренко- Распутин у Элема Климова, Петренко- генерал в «Сибирском цирюльнике», Петренко в роли Ивана Грозного в кантате Прокофьева  был абсолютно гениален.

Гениальна была музыка Прокофьева, гениальна была идея соединить Прокофьева и Петренко, точным было время обращения известного питерского виолончелиста и теперь вот дирижёра Сергея Словачевского к теме божественной обоснованности тирании Ивана Грозного. 

Петренко сидел на троне рядом  с дирижёром. Он то скрючивался от мук сомнения, мук совести, создавая римейк на Черкасова в  роли  грозного тирана-Ивана у Эйзенштейна. Потом он вставал и поднимал к небу перст, тончайшим образом передавая стилистику древнерусских икон. Потом он разудало солировал, распевая о разыгравшихся топорах на головах непослушных царской воле бояр. В такт пению очень уж натуралистично раздавался стук, похожий на отскакивание голов по деревянному плацу. Алексей Петренко то преображался в юного Ивана,  влюблённого в свою невесту, потом Ивана, венчающегося на царство, потом в Ивана тяжко больного, умирающего, молящего о том, чтобы дело его было завещано сыну его Дмитрию. Несколько фраз- но от них щипало глаза, все знают, как отрок Димитрий был убит, и к каким смутам это привело Россию, и как тщетны оказались все великие государственные дела Ивана Третьего по объединению и усилению России. Царь как частное, биологическое существо, стремящееся к нежной человечьей любви, превращался на наших глазах в помазанника божьего с тяжкой божественной функцией взвалить на себя судьбину данной ему державы.  В царе боролись на наших глазах человеческое, жаждущее дружбы и  поддержки, с надчеловеческим, тиранским, с парением в абсолютно нечеловеческом холоде выше добра и зла, морали и совести, где речь шла об ответственности за  великую землю.  

Кончалась кантата неожиданно. Петренко воздевал к небу руки, как бы принимая «меч карающий», который «Бог даёт». В этот миг он по-современному  смахивал на персонажа из «Властелина колец», или на героя, которому в руки вкладывают атомную боеголовку. Тирания Ивана Грозного, приведшая к тому, что чуть ли не на одну пятую было сокращено поголовье русского народа, и были повырублены крепко аристократические роды страны, носители как-никак культуры, голоса оппозиции, «Другие» в диалоге с властью, эта тирания Прокофьевым, Словачевским и Петренко оправдывалась в который уже многотысячный раз- ссылкой на волю божью, на интересы государственные, выше частных человеческих, совпадающие с историческим божьим промыслом. 

Я со всеми вилась в экстазе и громко хлопала, но в голове моей проносились трусливые французы, которые всегда сдавались победителям ради сохранения своей культуры, своих домов, своих возделанных предками кусочков земли. Частные французские человеки-собственники  всегда были важнее неких государственных задач, и  в результате на их земле сохранилось самое большое количество исторических памятников, Франция на первом месте в мире по сохранности материальных следов истории. Об этом я читала в книге Татьяны Щербины «Магический шестиугольник». Французы-хронофилы мне почему то казались более приятными, чем русские- природофилы, любящие абстрактно свои пейзажи и некий «русский дух» больше, чем людей на этой земле.

 

 

По поводу кадров? Ну, тут я выступаю в роли работника, а не работодателя. Могу рассказать о себе, как о работнике. В связи с кризисом у меня как работника  что-то, конечно, изменилось. Если раньше я ходил в магазин 2 раза в неделю, то теперь- только один раз. Раньше 2-3 раза в неделю мне предлагали разные роли и проекты, теперь 1 раз в две недели. Но пенсию пока не сократили. Кроме этого ничего не изменилось, а есть даже и положительные моменты. Вот, несмотря на кризис нас пригласили в Петербург для участия в музыкально-драматической мистерии «Гоголь» в БДТ, поселили в отеле «Европа».  Я смирился, во многом стал обращать внимание на вещи, которые в суете забыл. Стал меньше читать периодику и больше уделять внимание вечным ценностям. Мы пережили 90-е, пережили послевоенные годы, блокаду пережили. Вообще я давно живу.

 Недавно мне предложили записать на диск «Избранные места из переписки с друзьями». Я как будто исповедался и причастился, теперь, после этой работы, у меня такое ощущение, что что-то важное за последнее время я сделал. Много чего я сделал за последнее время- снялся в 12-серийном фильме Бибиси в роли Сталина, у Никиты Михалкова снялся в «Утомлённые солнцем-2». Но именно сделав аудиозапись «Избранных мест» я оправдался перед временем,  это великая вещь для души.

Вообще с Гоголем меня что-то связывает, я родился 26 марта, а паспорте написали, что 1 апреля. Сейчас я живу в доме  на Никитском бульваре, прохожу мимо памятника, дворика и калитки, где жил Гоголь, где воздух ещё тот сохранился. Я два раза играл в «Женитьбе» Гоголя. Первый раз в кино у Мельникова, и остался очень недоволен, так как Гоголь- великий монтажёр, а Мельников фирменный Гоголевский монтаж пьесы испортил. Второй раз в выдающемся  спектакле у Эфроса, моими партнёрами были Яковлева и Каменкова. Михаил Швейцер утвердил меня на роль Ноздрёва, но после того, как меня загримировали, я поругался с режиссёром из-за того, что он настаивал, что Ноздрёву долг приносят, а я считал, что он сам за долгом должен идти. Так я и не стал Ноздрёвым. Бортко меня на Бульбу пробовал.

 Но Бог распоряжается всегда правильно. Я записал на аудиокассету «Тараса Бульбу» для двух издательств. Лучше не сыграть Гоголя, чем осквернить его и себя неудачей. И вообще добрые ласточки летают в воздухе. В Москве за 2 месяца нагнали рабочих, вытурили Сбербанк и построили Гоголевский центр.     

 

 

 

 

Hosted by uCoz