Петрик и Яковлева

О цветах, радии и кознях генома

 

На первой работе, которую мне показала Людмила Яковлева, была изображена ветка цветущей яблони. Я залюбовалась фактурой лохматых кремовых лепестков. Особенно меня удивило, как вот так удалось Людмиле передать устройство цветка- крепкую мякоть лепестков у основания, и тонкие, рвущиеся шелковистые края. Цветы  выступали из вечерней голубой мглы, жёсткие листья мрачно тонули  в наступающей ночи. В голове проносились почему то обрывки всяких эстетических кусков из эпохи романтизма- то ли строки Шиллера, то ли музыка Шумана.

-Какая свежая, чудесная ветка яблони! Это ведь яблоня?- сказала я.

-Не знаю,- сказала Людмила.

Меня это озадачило. Когда я вблизи стала рассматривать картину, то удивилась тому, как она написана. Это была почти абстрактная живопись, предметная узнаваемость и очень конкретные ощущения  весны, холода, тонкого аромата цветов возникали благодаря точным и лёгким мазкам. Я увидела и почувствовала яблоню. Сама Людмила, пожалуй, была нацелена на передачу этой лохматости и хрупкости лепестков, поэтому это могла бы быть и айва, и груша, и что угодно, какой-то прототип цветения…

-Подражать Людмиле нереально! Ибо движение мастихина, начинающего мазок  с плотной корпусной краски и заканчивающего его прозрачным проступанием холста- это невозможно повторить. В самом движении Людмилы  есть неповторимость, связанная с силой движения, потом его расслаблением.-  Это вступил в разговор муж Людмилы Яковлевой, академик РАЕН Виктор Петрик.- Это я вам говорю как специалист по подделкам картин!

-Как, Виктор Иванович, вы, без пяти минут Нобелевский лауреат, сделавший по крайней мере 4 великих мировых открытия в химии и физике, вы подделываете картины?

Если честно, то от этой семьи у меня уже начала кружиться голова. Людмила Яковлева, бывшая фигуристка, теперь вот интересный самобытный художник. Виктор Петрик, который ныне человек-легенда, руководитель всевозможных государственных проектов, и вдруг он же- Ван Меегерен какой-то!

-А об этом можно писать?

-Да ради бога!  В своё время я был известен тем, что делал подделки. Делал я это на спор с Ильёй Глазуновым, подделки не продавал. И достиг я такого уровня, что два моих Левитана были выставлены на большой выставке, потом они даже вошли в большой толстый сборник «Живопись Левитана». Вот это то нас с Людмилой и рознит. Это противоположные полюса- то, что делает Людмила, и то, что я могу повторить любую живопись довольно известных мастеров.  Та выставка Левитанов- настоящего и моих- была выставкой из частных коллекций. А вы отлично знаете, что коллекционеры разбираются в живописи так, как ни один искусствовед. Я сам занимаюсь коллекционированием. Надо сказать, что у коллекционеров есть свои правила и свой этикет. Когда один коллекционер приносит картину и дарит её, то её необходимо принять и одарить того коллекционера тоже картиной. Так коллекции обновляются. Понятно, что каждый хочет избавиться от того, что поднадоело и заполучить что-то такое, ценность чего другой коллекционер не понимает. Бывает, что заприметишь какую-то работу у кого-то, и по два года выманиваешь её разными хитростями. А тот уже понял, чего ты от него хочешь, и ты уже знаешь, что с тебя три шкуры спустят за ту маленькую неприметную работу, которую ты изо всех сил стремишься заполучить. Коллекционеры это обычно люди с большим жизненным опытом, им обычно от 60 до 70 лет. Я же был молодым коллекционером, Людмила- совсем девочкой, и на всех обменах она присутствовала. Все наши баталии она видела. Обычно баталии кончались тем, что тот, у кого работу наконец-то заполучили, радостно восклицал: «Эх, ну и прост же ты! Неужели ты думаешь, что я тебе отдал Левитана! Это же не Левитан. Посмотри, какие гвозди на его подрамнике!». Когда я занимался коллекционированием, я внимательнейшим образом изучал вторичные признаки. Я знал, что не мог вот Айвазовский, к примеру, пользоваться какими-нибудь иным холстом, кроме как французским косой вязки. И этим коллекционер всегда превышает в своих познаниях искусствоведа. И у Людмилы развивались знания, те, которые  совсем другие, чем те знания, которые развиваются у человека, когда он ходит на выставки и в музеи. А если картина у тебя дома висит- это вообще совсем иное.

-Да, вот я вижу у вас над диваном такой пейзаж задушевный… Но не Людмилин.

-Это картина  Николая Маковского, редкая картина, такие почти не встречаются в русских коллекциях. Большую часть жизни Маковский прожил во Франции. Поэтому в его работе чувствуется влияние Добиньи, барбизонцев, даже, кажется, может это и не русский художник писал? Потому что русская живопись- это тот самый сиюминутный срез, что так близко  Японскому искусству. Только японцы так умеют срезать сиюминутное состояние, передать  шевеление от ветра  листка бамбука... Для меня берёзка Нестерова дороже, чем картины Рафаэля и Рубенса.

-Да, это удивительно, как русская душа как-то перекликается с японской, ни у кого больше нет такого тонкого чувства красоты пейзажа, живой природы. В картинах Людмилы тоже это что-то японское чувствуется, умение поймать мимолётные, неуловимые чувства. Людмила, вы учились у японских художников?

            -Я училась у своего мужа, посмотрите на него, неужели возможно что-то другое?

            - К Японии я и Людмила,  мы шли через хоку, дзэн, коаны. Потому что полюбить японскую живопись непросто, также как и китайскую- с их символическими горами. И Людмила полюбила всё это, увидела эту красоту, поняла её, и тут же и сама она раскрылась как автор…

            -Людмила, но как произошёл этот переход у вас- от фигурного катания, от искусства телесного движения к искусству изобразительному?

            -Виктор посмотрел на меня и сказал, что я- художник. И я вдруг поверила ему, и стала рисовать. Но картины свои я никому не показывала. Однажды во Всеволожске, в салоне «Венеция», где я обычно покупала краски и холсты, я увидела объявление о том, что тут же в салоне будет проходить выставка «Букет глазами художников». И мой сын Тима стал уговаривать меня выставить свои работы, у меня много было картин с изображениями цветов. И я решилась. И вдруг все заметили, как странно мои картины отличались от других картин, ярких и красивых.

Если сформулировать это отличие, то оно в том, что Людмила словно бы не цветы писала, а то, о чём не может не сказать. Потом прошло полгода. Людмила забыла о своём первом успехе, живопись забросила. И вдруг появилась идея- после всяких разговоров о том, что наша культура катастрофически упрощается и нищает, подруга Людмилы решила устроить концерт в филармонии «Пушкин в музыке», а вестибюль филармонии украсить картинами Людмилы, уже не только цветами, но и пейзажами, и философскими полотнами. Во время антракта зрители почему то шли не в буфет, а к картинам. С лиц спадала напряжённость, появлялись просветлённые улыбки. Потом была ещё одна такого плана выставка на концерте из цикла «Мастера искусств- народному просвещению». Караченцев, Погудин, Михаил Козаков не прошли мимо картин Яковлевой, останавливались, знакомились с автором, высказывали тёплые похвалы.

-Всё таки в работах Людмилы очень сильно чувствуется её танцевальное прошлое. Очень лёгкие и выверенные движения!  

-В человеке есть триада незыблемых связей- речедвигательный аппарат, эмоции и мышление, – в разговор опять вступает отечественный гений  Иван Петрик.- Чем человек эмоциональнее, тем энергичнее его движения, тем быстрее протекают процессы мышления, но распад триады, отрыв одной из составляющих – это есть схизис, расщепление, шизофрения. Когда эмоции ускорены, тогда идёт шизофреническая окрошка, обрываются мысли, не сопровождаемые эмоциями. Я профессиональный медицинский психолог, я знаю, что эмоциональное состояние имеет прямое отношение к выражению движения. Если только это тот самый сиюминутный срез. Если картина писалась полгода, то вы ничего не увидите, этого среза не будет. Так работают японские художники- акварель пишется за несколько минут, и так делается 500 эскизов, 499 выбрасывается, один остаётся.

-Людмила, вы тоже так работаете?

-Хотите, пройдём в наш подвал, там  у нас кухня художника. Вы увидите, сколько там работ! Но Людмила стесняется этого, ей кажется, что это оскорбительно- столько брака в её живописи. Но это только ей эти работы кажутся браком.  Однажды она решила избавиться от тех картин, которые считает неудачными. Она попросила моего водителя их сжечь. Водитель отобрал три штучки для сжигания, а остальные работы казались ему очень хорошими, и он позвал меня, чтобы попросить разобраться с этой историей…

Мы многого не понимаем. Мы говорим акая страшная была страница- передвижники, которые писали для народа. Но я не разделяю этого взгляда. У меня была работа Репина- в его мужике намного больше прекрасного, чем в каком-нибудь итальянском рицони зализанном, с розовой грудью и виноградной кистью в руках.

            -Мне вообще кажется, что у любого нормального человека есть абсолютный слух, как к музыке, так и к стихам, и к живописи. Просто часто этот камертон насильно подавляется извне, особенно сегодня, из-за капитализации всех сфер, массовым суррогатом культуры, который к искусству не имеют отношения. 

- А знаете, какие бывают степени познания искусства?

-Ну, наверное, это когда человек из глубинки приходит в Эрмитаж и голых женщин рассматривает?

            -Да, сначала человека привлекают событийные картины, сюжетные. И музыку так слушаю. Потом приходит понимание пейзажа, натюрморта, портрета. Не говорим о живописи, где предметность потеряна, это уже высокая степень продвинутости в понимании искусства. Вот чем фотография отличается от живописи- вот всё то же самое, а эмоций не вызывает! Мы называем это «метрический инвариант»-  взаимно однозначное соответствие точек двух множеств. Что нарисовано, то и воспринято нашим мозгом, математики это называют конгруэнтностью, абсолютным соответствием двух множеств. Полная передача информации!

            -Полная и скучная! Тайна, но на фотографии человек часто сам на себя не похож…

-Да.  Но начинаем смещаться и вводить энтропию. Есть такое понятие- золотое сечение. Количество энтропии и упорядоченности в образе должны соответствовать золотому сечению. 618 единиц- это упорядоченность, остальные 382- это энтропия. Почему так бьётся сердце? Почему так расположен желток у яйца? Почему так  сделана завязь у яблони? Почему так инварианты альфа и гамма ритмов нашего мозга работают? Если бы не так, то система бы развалилась бы! Большая часть упорядочивает систему, а меньшая, изменчивая, помогает подстраиваться под изменчивый мир, внешние обстоятельства. Это есть абсолютная гармония. Если художник достиг вот этого, то вы видите- сначала хаос, но там явно  что-то- птицы, цветы! Этот элемент энтропии в картине помогает достраивать её.

-Как у Людмилы, между прочим! Там у неё такой заманчивый хаос, загадочная невнятность такая есть… Но давайте ещё об энтропии!

-Это механизм невероятный! Наш мозг так устроен, что когда лежит перед ним какая-то деталька мира, то он спрашивает- что это? И выделяется невероятная энергия для решения задачи. Когда происходит момент опознания, энергия схлопывается, наступает момент радости, удовлетворения, напряжение закончилось. И у настоящей живописи должен быть этот момент- напряжения, поиска. Потом происходит момент опознания, и каждый видит что-то своё. Существует граница творчества то топологический инвариант. Далее- проективный инвариант. А фотография, метрический инвариант, не даёт радости узнавания. Там всё заложено, мозг сразу всё схватывает, вопросов не возникает, но нет и радости опознавания, нет поисковой реакции. Граница творчества- полностью абстрактная живопись. Мы развалили образ полностью. Есть только штрихи.

 

            -Эти же механизмы мне очень понятны в поэзии, отличие настоящего стиха от ненастоящего- это непредсказуемость его конца. Поэтому и мультики все так любят, даже самые плохонькие. Там как раз всегда  достраивать приходится, всегда зрителю даётся свобода интерпретации.

-А есть ещё мастерство учеников Глазунова. И даже дырочка в носках, и подзатёртость передана. Но творчества то нет! Почему мы так ценим эскизы Шишкина! Там жизнь есть. А как только он вылизал за полгода свою картину, и столько настроений сменилось, и уже живопись то потеряна!

-Но всё равно Шишкин лучше  фотографии, там человеческая рука в каждой точке есть. Эскизы Куинджи вообще меня потрясли

-Куинджи- эстет, и тоже чуть больше придавал внимания фокусничеству, эффектности.

-Эстет –это ругательство у вас?

-Нет. Я и про себя говорю то я эстетствующий мещанин!

-А как же 4 мировых открытия?

-Да, главное моё открытие- это наноуглеродный абсорбент. Мою машину установили в Челябинске, где хранится 3, 5 тонны отравляющих отходов, стронций радиоактивный. Каждый год страна тратила по миллиарду на укрепление дамбы, если она прорвётся- 3000 лет человеку туда ногой ступить будет нельзя. Установили машину- и стоки очистились, вода стала питьевой.

-А вот полоний можно из человека вывести, если он его проглотил?

-Полоний это всё ерунда, стронций опасней, он сразу вместо кальция в кости встраивается. Вот я вам сейчас лучше про радий расскажу. Я у Ельцина возглавлял фонд стратегических исследований. Мне попались документы за 1993год, 1,5 млрд долларов предлагали нам американцы за весь наш запас радия- 226, это полтора килограмма. А для чего?  Радий- редчайший элемент, его добывают из руды.  В тонне руды 5 г урана, радия в 1000 раз меньше «Обеспечено золотым запасом, алмазами и радием», - писали в СССР. Мария Кюри радий открыла, название- так как лучит тепло. Американцы придумали, что  если наработать 50 кг его, то  можно 1 миллион лет обогревать Нью-Йорк, у него период полураспада 160000 лет. Бельгия Канада и Америка наработали 1,5 кг. Дамочки носили светящиеся платья, спали на светящихся подушках! Сколько народу было загублено! Хиросима пришла- радий был уничтожен- его рассели в огромном количестве бетона, а тот опустили в шахты… Но вернёмся к американцам. Я восстал, наш радий спасли.  Вот как можно победить раковую клетку? Вживить радиоактивный изотоп, но у него бета излучение, сопутствующее- это гамма излучение. Чисто альфа излучающий- это актиний и радий 226!

            -Потрясающе! У России есть теперь колоссальный бонус!

            -Да, мы сможем весь мир лечить.

            -Но вернёмся к Людмиле. У вас такой гармоничный союз- учёного и художника, науки и искусства. И это соединение, судя по всему, помогает и вам и вашей жене совершенствовать свои таланты. Как вы с Людмилой познакомились? Мистика какая-нибудь вас вместе свела?

-Во всём  виноват геном.

-Геном?

-Это величайшее моё ненаучное открытие, которое не будет зарегистрировано как научное, но которое великое. Я открыл, что любовь взаимна. Статистически достоверно, что если он её полюбил, то и она его полюбила.

-Ну как же, ведь взаимная настоящая любовь так редка в мире, как ваш радий! Из-за этого все страдают, из-за мимолётности мига любви, от того, что сохранить любовь не могут надолго!

-Да они же любят друг друга! Процесс эволюционирования возможен только тогда, когда двое человек закрепили какое-то полезное качество для эволюции. А то, что человек эволюционирует – это очевидно. Люда делала один тулуп, а сейчас делают уже 5 тулупов!

- Китайцы стали высокими... И это всё от взаимной любви- короткая тянулась к длинному и т.д.?

-Нет, это геном. На 3 курсе, когда я учился на психологическом факультете, я поставил такой опыт. Девочки тогда носили платки на шеях. 47 копеек стоил платок, все были бедными, но у двух девочек не было и таких платков. Я купил блёклый с цветочками платок. Пригласил 2 мальчиков с филфака. Они могли делать что угодно с платочками- брать в руки, обонять. Каково же было удивление- богатенький мальчик выбрал тот жёлтенький платочек. До сих пор они к нам в гости приезжают! Геном! Каждый безошибочно выбирает свой запах. Геном абсолютно достоверно выбирает тот признак, который есть у мужчины или женщины,  и этот полезный признак может быть закреплён. Если бы он и поженились бы за деньги, или по придуманной любви воровской- их признаки были бы нивелированы!

-А если курят, пьют, обоняние притуплено,  геном забит!

-Ещё можно по цвету радужной оболочки геном почувствовать, по другим признакам. Как только геном обнаружил себе подходящие, тут же выбрасываются эмфитамины в кровь, с целью подтверждения что это она. Сердце стучит- она!

-А почему шизоид к шизоиду липнет? Вот ко мне всё время шизофреники приклеиваются…

-Раньше считалось, что эти реакции инициированы. Один учёный выбрал большую статистику вступающих в брак. Выяснилось, что шизоидный геном предпочитает такой же в партнёре. Почему? Вы спросите это что, геному полезно? Дело в том, что двое шизоидных родят шизофреника, у которого потомства уже не будет, так геном уводит род в тупик. Есть тест- если у вас на 4-ой и 9-ой шкале подъём- у вас шизоидный тип, если превышает красную планку- вам нужна госпитализация. Когда я провёл на себе этот тест в студенческие годы, я посерел от ужаса. У меня получилось, что мне нужна госпитализация. Я себя успокаивал тем, что я хорошо адаптированный шизофреник. Приехал в институт Бехтерева к Инессе Николаевне- она взглянула, улыбнулась и говорит: «Я счастлива, что я вас встретила. Видите- шкала 9? Это значит что вы-…». Ну и дальше шли нескромные слова о моих талантах, не хочу их пересказывать.

-Вот почему то писатели часто сходят с ума, а поэты- крепкие на голову, могут пить, безобразничать, но с ума редко сходят. Статистика есть такая- это самые крепкие на голову люди…

-Поэты- это попытка стучаться в дверь, где красота и гармония. И это человека настраивает на обретение силы.

-Сами вы стихи пишите?

-Только для жены. «Все игрушки разбросала. Журавликом на ветру стынешь. Голубиное сердечко Опять на показ вынешь». Мне в молодости нравились губастые и глазастые- а встретил я Людмилу с клювиком таким, с мускулистыми ногами шла она  по лестнице… До этого я думал что это мера красоты, но геном поменял мои идеалы.  Геном!

-А я никак на твой геном не реагировала! Года три ты за мной ухаживал!

            -Зато теперь- «Для всех, чтоб узнали, Какой теперь стала, К свинцовым белилам и антрацитовой Вишнёвую кровь примешала… Этим движеньем руки Будто иглой ранишь, И опять на всю ночь, на всю ночь Небожительницей станешь…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz