Борис Петрушанский, директор театра «Лицедеи»

О ХВОСТ-СТАРТе

Недавно мы вернулись из Парижа, где, в том числе, встречались  с женой Лёши Хвостенко, Риммой. И возник проект- представить всего Хвостенко, всё его творчество.  Среди наших планов – проводить фестиваль «Хвост-Арт», может быть он будет называться «Хвост-Старт», не знаю. Ведь Хвостенко был потрясающей личностью, он дал старт очень многим начинаниям. Один день будет отдан его поэзии, другой- его песням, третий- его пьесам, он написал 8 пьес, среди них- «Первый гриб»,  четвёртый день посвятим  его картинам, пятый- его изданиям, книгам. А потом пройдёт большой «Симпозион»- пир, с вином и застольем, как это любил Алексей Хвостенко. Фестиваль мы планируем провести в нашем новом здании, на улице Льва Толстого. Весной мы должны туда перебраться, в доме нового «Бизнес центра» теперь будет наше новое помещение. На «Хвост-Арт» мы пригласим Митьков, «АукцЫон», поэта Андрея Волохонского, издательство «Красный матрос», группу «Колибри», группу «Эбанько-Крокодилос-Дегенератос» из Испании. Это проект первого плана на 2008 год. Алексей Хвостенко так любил театр «Лицедеи». Начиная с 1991 года, когда мы с гастролями были в Париже и показывали наш спектакль «Чурдаки». Тогда мы подружились, потом виделись на его дне рождения, на его выставке в Москве.

Новый театр будет оформлен в 4 стилях, в нём будет 4 фойе, и интерьеры каждого будут напоминать об одном из знаменитых спектаклей «Лицеддев». Один- в стиле «Чурдаков», другой- «Семянюков», третий- Асисяй-ревю», четвёртый напомнит о спектакле «Фантазёры». Я сейчас рисую проекты этих интерьеров. Все спектакли, которые мы хотим увековечить через интерьеры- были художественными потрясениям  для города и мира. Одна из фраз, которая прилипла к нам через газетчиков, через статью о нас: «Это театр, который любит и понимает весь мир».

            О ПАРИЖЕ

Мы работали в театре «Руан-Поа», в  театре Жана-Луи Барро, показывали свой спектакль «Семянюки». Каждый день был аншлаг. Мы выступали в течение 2  месяцев, но нам продлили контракт ещё на 2 недели. Радостно было видеть очередь каждый день, тянущуюся от Елисеевских полей. Мы верили, что нас ждёт успех, но такого всё же не ожидали.

О «СЕМЯНЮКАХ».

Спектакль многоструктурный, многоуровневый. О чём? О любви, которая выплёскивается со сцены семьёй Семянюков. С кем только не сравнивали наш спектакль, наших персонажей! И с семейкой Адамс, и с семейкой Симпсонов, часто  нас называют учениками Чаплина. Сам я думаю, что Семянюки больльше похожи на семейку Адамс, но над которой ангел пролетел. Название Семянюки- непереводимо. Это и семья Нюков, и семья семейная, масло масленое. Спектакль родился в результате коллективного творчества выпускников лицея «Лицедеев».

Семянюки –это тоже был вулкан, движение вперёд. Этот спектакль затрагивает все сферы человеческого духа. Мне нравится высказывание Леонида Песка: «Клоун- это любимая игрушка бога, которую он не выпускает из своих рук». Леонид Песок написал несколько книжек- «Бумажный клоун», «Записки умственно отсталого», «Мухи совести», и живёт он сейчас в Бостоне. Вот «Семянюки»- это об этом, об игрушках богов, которые тот не выпускает из своих рук. У нас уже счёт спектаклей перевалил за 300, начиная с 2002 года, спектакль был показан в Европе, Америке, на Таити. И все зрители с разных материков воспринимают то, что видят, как своё. В спектакле есть структура, но каждый раз есть элемент импровизации, что абсолютно в «лицедейской» традиции. Изменения каждый раз провоцируются самой жизнью. Получился спектакль, абсолютно уникальный, который можно смотреть бесконечно- и он не надоест.

Во время гастролей в Швейцарии на наш спектакль пришли бабушка, мама и дочь. Они подошли к нам в антракте и рассказали, что бабушка видела спектакль ещё во Дворце молодёжи. Теперь она привела дочь и внучку, и мечтает когда-нибудь придти на наши выступления вчетвером- с правнуком.   К театру тянутся зрители вне времени и рамок поколений.

В «Семянюках» играют 6 актёров. Вечно беременную маму играет Ольга Елисеева, папу- Александр Гусаров, детей- Касьян Рывкин, Елена Садкова, Марина Махаева и Юля Сергеева. На создание спектакля повлияла жизнь в России, каждый актёр внёс свою лепту, свои семейные предания, случаи, истории. Самое интересное- во всех странах наш спектакль воспринимают как историю об их семьях, в Италии- об итальянской семье, в Израиле- об израильской, во Франции- как о французской, в Америке- об американской. Единственное, где мы не услышали привычную фразу, что «это о нас», - так это на Таити.

Более того, каждый из труппы внёс лепту не только в создание сюжета, каждый внёс и материальную лепту- в детали реквизита,  в оформлении. Даже я внёс лепту- в спектакле «участвуют» фотографии моих предков и родственников. Ольга Елисеева вывешивает свои фотографии на спектакле как талисман. На них- её мама в детстве, отец. Получается, что родственники наших актёров тоже участвуют в спектакле, создают атмосферу, вносят крупицы своей жизни…

ЛИЦЕЙ «ЛИЦЕДЕЕВ»

У нас уже третье поколение выпускников нашего лицея. Самыми яркими выпускниками первого поколения являются Наташа Фиссон, Наташа Пивоварова, Юра Гилиев. Все стали знаменитыми, все стали лидерами- Наташа Фиссон – в Комик-трест. Гилиев- в Масках-шоу, Наташа Пивоварова- в группе «Колибри». В те годы она делала вокал для «Лицедев», создала свой «Такой Театр». Второе поколение выпускников создало «Семянюков».

КРОМЕ «СЕМЯНЮКОВ»

Среди спектаклей, который поставили «Лицедеи»- «Бессолница», спектакль  о том, как можно запутаться в жизни без солнца и без сна.  «Доктор Пирогов»- спектакль о естествоиспытателях, исполнитель главной роли этого спектакля Леонид Лейкин сейчас работает по контракту в цирке «Солей». Мы сделали также спектакли «Катастрофа» и «Покатуха». «Покатуха» - клоунское шоу- стал базовым для многих актёров- Орлова, Либабова. Новое, третье поколение выпускников лицея «Лицедеев» готовит два новых проекта. Это «Железные бабки» и «Крузо». Спектакль с рабочим названием «Крузо»- о выброшенном из цивилизации человеке, который хочет организовать свою жизнь на земле, но цивилизация его возвращает в свои объятия.

ШОУ-01

Я пришёл в театр в 1980 году, после того, как сделал художественное оформление «Шоу -01». Это была лучшая эстрадная программа того времени, она была предтечей нового эстрадного поворота в СССР. С этим шоу мы объездили весь Советский Союз. В этой программе начинали свою известность Альтов, Белевич, Николенко, Михаил Городинский, Ян Армозоров, театр Полунина, Станислав Варкин. Это всё был цвет эстрады того времени. Тогда то я и познакомился с Полуниным, и он предложил мне сделать декорации к спектаклям «Лицедеев».

У театра «Лицедеи» были и звёздные, и вулканические периоды, и моменты затишья. Какие я считаю вулканическими? Ну, пожалуй, «Конгресс дураков», который проходил в 1988 году.

КОНГРЕСС ДУРАКОВ и др.

  Станиславский говорил, что любой театр умирает через 20 лет. В 1988 году «Лицедеям» как раз исполнилось 20 лет, и мы решили устроить торжественные похороны театра. Тогда мы впервые применили флаерсы- весь город засыпали чёрными открытками, на которых стояли даты жизни театра «1968-1988». Это было начало перестройки, и «Конгресс дураков» был смелой акцией, которая ещё недавно была невозможна. На сцене стояли три гроба, в них лежали три клоуна. Ролан Быков вёл церемонию. Клоуны убежали, а гробы были завалены бумажными отчётами, квитанциями, чеками и всякой другой такого рода продукцией, которая в течение минувших 20 лет сопровождала жизнь театра. Потом эти гробы пустили по Невке вплавь от театра, который тогда существовал во Дворце Молодёжи. Бумаги подожгли- и вот по реке плыли три пылающие факела. В то время Дворец Молодёжи принадлежал комсомолу, но в нём проходило много ярких акций и зарождалось много начинаний. В «Лицедеях» прошла первая крупная выставка «Митьков». Впервые они были ярко представлены…

Ещё одним вулканом был мим-парад в 1982 году. Тогда к нам в Ленинград  съехались все уличные, клоунские театры, театр Олега Киселёва, театр мимики и жеста, театр Мацкявичуса. Дворец  Молодёжи был оккупирован клоунами в рыжих париках, центра комсомола был парализован.

О КЛОУНАХ

 Никаких политических высказываний! Клоун ведь всегда идёт впереди королевы, а шут впереди короля. Клоунада- искусство подражания подражателям. То, что клоун придумывает- переделать трудно, трудно доказать, что в основе новой сценки лежит старая идея. Клоунада это всегда новые песни о старом. Клоун всё делает своим. Клоун одновременно это и артист, и музыкант, и сценарист, и актёр и режиссёр. Часто клоуны выступают как драматические актёры, и очень успешно. Но не знаю такого случая, когда драматический актёр смог бы выступать, выполняя функции клоуна. Татьяна Козакова, режиссёр из театра Комедии, любит смотреть наши спектакли, и, когда возникает необходимость, любого нашего актёра берёт к себе в труппу.

ПУТЕШЕСТВИЯ

Лицедеи- это всегда долгие путешествия, с вещами, реквизитом, семьями в обозе. Одним из самых запоминающихся путешествий был «Караван мира». Тогда собралось множество театров- клоунские театры со всего мира, и началось долгое путешествие из Москвы в Петербург. Мы ехали караваном, останавливались, давали спектакли в разных городках. С нами ехали театр Фудзборна, Цирк Перилос, театры Нуклео, Уфа-Фабрик, Герон. Потом из Питера мы направились в Прагу, в Берлин, Копенгаген, Базель, Париж. В Когда наконец через два с половиной месяца мы добрались до Парижа, то там все объединились и показали общий спектакль «Одиссея» в саду Тюильри, между Лувром и Триумфальной Аркой. Деньги мы частично зарабатывали, давая по дороге представления  в разных городах, частично нас обеспечили спонсоры. Тогда было потрясающее время, нашими спонсорами все хотели быть. У нас было 70 машин, нам помогли автозаводы, нам дали трейлеры, камаз, 4 грузовика. Стоило нам остановиться, как тут же собирались толпы зрителей, и нам приходилось выступать перед ними.  Это был прорыв в свободу. «Лицедеи» шли как ледокол, ломая лёд, за нами всё колыхалось, и расчищался путь для возникновения новых театров, развития клоунады, для гастролей на запад. Мы рушили границы и бюрократические запреты, ломали железный занавес.

О КОМФОРТЕ И ПУТИ ДОМОЙ

Сейчас гастроли «Лицедеев» носят абсолютно комфортный, цивилизованный характер.  Города сливаются в одну картинку, увы. Во всех городах остаются воспоминания о ратуше на главной площади, о театре, где шли спектакли и репетиции, о гостинице и кафе. Главная проблема и задача- как быстрейшим образом переправиться со всеми декорациями и реквизитом в нужную точку земного пространства.

Сейчас, чем дальше, тем с большей радостью мы возвращаемся в родной Петербург. Питер кажется самым красивым и желанным из всех городов. Никакие города мира сравнения с ним не выдерживают, разве что Париж.        

ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ

У театра –невероятные предложения- Канада, Австралия, Новая Зеландия.

В Корее шёл спектакль «Покатуха» с весьма фривольными шуточками. Весь первый ряд занимали католические монашки. Они хихикали, перешептывались. Мы думали у всё, нас запретят. Но на следующее представление монашки уже занимали два ряда. Мы были удивлены. Значит, мы делаем богоугодное дело!

КЛУБ «ЧАПЛИН»

Ещё хотелось бы рассказать о клубе «Чаплин», нашем детище. Я в нём делал художественное оформление. Клуб получился очень живой, дающий толчок всему новому. У нас впервые выступали «Ночные снайперы», Юра Гальцев, «Чемпионки мира», группа «Соус» Наташи  Пивоваровой, Ксюша Арсеньева. Потом все эти имена и группы приобрели известность. «Чаплин»- это тоже наш мощный этап, наш филиал, наше детище. Вячеслав  Полунин любит приезжать в Питер, однажды он приехал  и сказал: « «Чаплин»- это лучшее что вы сделали за эти годы!». Но мы сделали всё же чуть больше- мы держим «Лицедеев» в хороших руках и в хорошей форме.

Вячеслав Полунин и сейчас руководит нами- незримо влияет. А наша жизнь незримо влияет на его жизнь. Сейчас все имеют информацию друг о друге- через Интернет, прессу, телевидение.

НАТАША ПИВОВАРОВА

Наташа Пивоварова- это человек Питера. Это большое несчастье, что её не стало. Мне всегда казалось,  что её ждёт большое кино. Её не хватает городу. Настолько всеми нитями она была связана со всеми- с клубами, с художниками, музыкантами. Для всех она  была подругой, музой, другом и вдохновителем. Многие начинания в городе так или иначе оказываются связаны с её придумками, её энергией. Всклокоченная, всдрюченная – она носилась по городу и всюду что-то возникало новое. И вдруг- тупик…

 

ИСТОРИЯ НА НЕВСКОМ

 Как то, когда я учился в театральном институте, мы  с друзьями получили стипендию, и, по традиции, зашли куда-то и слегка отметили это приятное событие. Дешёвое вино, незатейливые закуски. Моховая улица до сих пор  нашпигована всевозможными  распивочными, закусочными и пельменными. Потом я зашёл на угол Мойки и Невского- там тогда был магазин художественных красок, это сейчас там Пушкинское кафе.  Я купил 2 тюбика № 10– чёрную краску  и золотистую охру. Продавец меня изысканно спросил: «Вы ученик Шемякина судя по выбранным цветам?». Я не был учеником Шемякина. Потом я отправился  в гости на день рождения друга. Друг жил на Невском, как сейчас помню, в квартире 46. В подворотне несколько ребят играли на гитаре, и я спросил у них- где найти это самую квартиру. Они сказали- через двор налево. Я шёл и теребил машинально тюбик в кармане. Дотеребил до того, что этикетки оторвались и крышки поснимались. Когда пришёл налево, то там в темном подъезде меня ждали те самые ребята с гитарой. Я всё понял. Началась ситуация «гоп-стоп», и мне пришлось драться. Их было трое, я один, в какой-то миг я выхватил тюбик и  им  ударил в  лицо одного нападавшего. Свинцовый тюбик с оторвавшейся бумажкой во тьме сверкнул как нож, а краска с открученным колпачком выдавилась, оставив на лице жирный след. Парни заорали: «Да у него нож! Бежим отсюда!», и разлетелись врассыпную. Я от страха побежал наверх, квартиры 46, понятно, что не нашёл, и упёрся в площадку верхнего этажа, откуда выхода уже не было. Нападавшие на меня парни вдруг вернулись, они поняли, что это была краска. Они поднимались по лестнице, я слышал их голоса: «Он здесь, никуда не мог деться!». Тут меня спасло чудо. Я  ткнул в  ближайшую дверь ногой, и она открылась. Я закрылся внутри помещения, трясясь от страха. Парни орали : «Куда он делся? Растворился в воздухе, что ли?». Они топали по площадке, потом по лестнице, спустились вниз… Я сидел на корточках не шевелясь в полной темноте, сидел, сидел и сам не знаю как, заснул. Когда я проснулся, было тихо. Я открыл дверь, в мутном свете понял, что находился среди мешков, ломов, мусора какого-то- это был предбанник  выхода на чёрную лестницу, какой часто встречается в питерских коммуналках в центре города. И, , ужас! В кармане не было моей стипендии, а на руках моих часов «Победа», которые мне в тот год подарил отец. Мне стало так тошно, особенно удручала мысль- как я поеду домой без копейки в кармане. Но тут на ступеньках у выхода я увидел несколько рублей… Когда я вышел на улицу- уже светало. Я шёл по Невскому, солнце всё радостней освещало город и мне становилось всё веселее.

Hosted by uCoz