Речники

 

МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ШТИФТ КУЛЬТУРЫ

            В Петербурге скоро должен прекратить свой существование один из старейших сквотов. Расположен он в старинном доме 18 века на Гагаринской улице, в одном шаге от Невы. Поэтому совсем не странно, что художники, которые обитают в этом доме, называются себя «Речниками».

Сначала несколько слов о доме. По преданиям, в нём когда-то останавливался во время своих скитаний в пространстве и времени граф Калиостро. Потом в нём жил знаменитый фотограф Булла. В доме была выставочная галерея. В  квартире на последнем этаже часто бывал Серёжа Есенин. Он грелся у камина, потом, в алкогольном угаре, не раз пересчитывал при падении ступеньки роскошной широкой лестницы. Дом упомянут в стихах Иосифа Бродского о некоем Швенгольце, который убил свою любовницу. Во время советской власти дом с лепными украшениями и округлыми окнами  подвергся мерзости запустения. Пока в начале 80-х его не облюбовали художники, среди которых были  Инал Савченков, Франц Ротвальд, Олег Котельников и их группа «Школа инженеров Искусств». Потом сюда пришли Речники и Роман Грузов, со своим металлом, тканями, стихами, дизайнерскими проектами. Трудно подсчитать, сколько тонн конверсионных железяк и механизмов затаскивали по древней лестнице в свои мастерские Речники.  Потом вниз по ступенькам в выставочные залы нашего города и разных стран выносились диковинные произведения - прыскающие огнём гигантские железные крысы, металлическая росянка огромных размеров, пиротехнические стреляющие художественные объекты.

             Почему они себя назвали тогда речниками, они сами уже почти не помнят. Может быть от того, что часть будущих речников когда-то проживала  в сквоте на Черняховской, недалеко от Обводного канала. То ли от того, что Макс и Линас когда-то создали киногруппу которая называлась Речкино, а литовец  Линас действительно был капитаном речных судов, когда-то он окончил мореходное  училище.  Но сегда их творчество было связано с рекой, с речью, которая струится как река. Оно всегда было коллективным, слитным. Название наиболее полно отражало мифо-поэтическую стратегему группы. Вскоре к водной стихии, которая поэтически вдохновляла художников, присоединились  стихии огня и воздуха, работа с металлом. Благо началась Перестройка, и на помойках нашей родины появилось множество списанных и бесхозных тракторов, танков, самолётов, станков.

            Сейчас группа Речники насчитывает примерно 15 человек, хотя костяк составляет 7 человек, среди них-  Максим Полещук, Станислав Макаров, Егор Остров, Тимофей Абрамов, Роман Грузов, Денис Александров. В Речников превратились уже дети  художников. Хотя единственным прописанным на Гагаринской улице  Речником была собака по имени Котик. Однажды друг Речников, финский художник –бизнесмен Ханну решил взять дога Котика в путешествие по православным монастырям, и тогда-то и понадобился международный собачий паспорт с непременной пропиской собаки. За последние 14 лет художников много раз выгоняли из сквота с милицией, и имели на это полное право- как непрописанных здесь жильцов. Но вот собаку выгнать было нельзя. Про дога Котика греческий  писатель ЭВЕЛПИДИС ЭКОНАМАКИС даже написал книгу, которая уже три раза переиздавалась. Успех книги был связан с тем, что она являлась не только рассказом о собаке художников, но и отличным пособием по изучению английского языка. В 2005 Котика не стало. 2007 год начался с того, что очередной раз Речникам предложили покинуть незаконно занятое помещение.

              Я попала к Речникам в грустный период их жизни. Речники предавались воспоминаниям и перебирали толстую пачку своего архива- со статьями на разных языках, фотографиями, книжками стихов, изданных в период занятий Речников у Тимура Новикова в Новой академии на Пушкинской -10.

            Тогда юные Речники написали свой манифест.  «Мы мечтаем украсить мир, не отрицая чего бы то ни было. Мы питаем интерес ко всем творческим направлениям в искусстве. У нас нет врагов. Бережное и уважительное отношение к вниманию и вкусу публики стимулирует наше стремление к знанию. Отдыхая от революций модернизма, мы начинаем изучать академические традиции искусств… Используя дисциплину академического знания и всеядность, воспитанную в нас анархией в культуре последнего века, мы надеемся на Возрождение во всех областях культуры». Самое интересное, что идеи манифеста они воплощали в жизнь, активно соединяя живопсиь, скульптуру, графику с компьютерной техникой, фото- и видеотехнологиями.

Речники сделали массу умопомрачительных дизайнов с применением металла. Клуб Порт, первый и второй вариант дизайна клуба  FISH FABRIQUE  на Пушкинской-10, дизайны магазина OXYDO, московских клубов ДЖЕТ СЕТ, «Шамбала», «Зима», «Лето», «Осень»,- всё это дело рук Речников, свидетельство их всеядности, уважения к уже сделанному другими. Но при этом поражает безумный полёт их творческой фантазии в стиле индастриал, когда классические колонны соседствуют с мебелью из металлической арматуры и другими  сварными конструкциями, напоминающими о могучем заводском производительном прошлом нашей родины.

            От металла Речники легко перешли к огню и пиротехнике, потрясающим файер-шоу и мультимедийным проектам, в которых соседствовали видео-инсталляциии, металлические движущиеся скульптуры, фейерверки, взрывы, огнеметания, музыка и балет. Пожалуй, это было каким-то ответвлением коллажного построения искусства, когда  мир разымался заново на детали, и, подобно миру Эмпедокла, строился заново из разъятых частей. Почему –то именно Питер стал столицей этого постмодернистского коллажа, Речники в чём то продолжили дело Поп-механики, только в другом материале и в других видах искусства. Со своими кинетическими зверьками, плюющимися огнём, и всякими сопровождающими файер-индастриал-действиями Речники побывали в Чехии, Германии, Англии, в Грузии. Одним из  мощнейших индустриальных шоу, сделанного Речниками, оказалось шоу 1999 года в Эстонии. Многим, кто  побывал на фестивале контемпорари-арт на АРТ-Клязьме, помнят Жар-Птицу Речников, когда художники аккомпанировали огнём музыке и виде-изображению на экране, растянутом за разрушенным пансионатом. В конце шоу гигантская железная конструкция  задышала живым жарким пламенем, наглядно показывая, что такое Жар-Птица.

            Несколько лет назад несколько Речников  (Роман Грузов, Тимофей Абрамов и Денис Александров) приняли участие в конкурсе фирмы Порш (PORSCHE)на проект лучшего гаража для своей марки, и выиграли его. Гараж в виде хрупкой металлической раковины был по достоинству оценён. Даже в конкурсе фирмы Порш Речники остались верны речной и металлической, индустриальной  теме, слитой воедино.  

            И ещё Речники первыми провели примерно так в 1995 году рейв- вечеринку на фортах возле Кронштадта. Это был первый опен-эйр в России, абсолютно нелегальный, но на него пришло-приплыло около 500 участников. Это потом традиция проведения опен-эйров на фортах стала развиваться, но Речники были первыми. Первыми завезли динамики на форты, первыми стали устраивать видеопоказы художников, первыми создавали новый синтез в культуре, в лучших традициях новоакадемизма. Переход от  организаций празднеств во дворцах-  с  выставками, концертами, поэтическими чтениями и костюмированными балами – к праздненствам среди разрушенных казарм фортов с активным использованием новых технологий был вполне логичным… Листая вырезки из журналов и газет о творчестве Речников, я натолкнулась на фразу какого-то журналиста: «…Речники…давно известные профессионалы  искреннего творчества, искусства из ничего…».

            Сквот Речников на Гагаринской выглядел довольно уныло- все объекты, всё самое ценное было уже вывезено. На стенах ещё висели восточные коврики, над останками камина, возле которого когда-то грелся у друзей Есенин, ещё остались элементы цветового шоу. Кстати, Речникам камин достался уже в таком облезлом виде, с содранной и унесённой куда-то облицовкой. В одной из комнат злополучной и счастливой квартиры номер 12, которая знавала и лучшие времена- обширные тусовки, вечеринки с музыкой, выставками, кукольным театром, в одной из комнат весь пол правда был застелен парашютным шёлком. Речники продолжали работу над новым проектом- созданием гигантских воздушных шаров, метров 10 диаметром, внутри которых они устраивают видеоинсталяции и световые шоу. 

Искреннее творчество из ничего, пофонтанировав, разбросав свои плоды по Европам и музеям, на родине, у великой невской Реки, 13 лет вдохновлявшей собой фантазию художников, обратно в ничего сворачивалось. Вспоминалась Арт-Стрелка в Москве, когда художникам были отданы обширные  цеха заброшенного завода в самом центре города. У нас тоже есть заброшенные, поросшие лопухами цеха брошенных заводов –например в зоне Обводного канала. Могучим создателям могучих мужских металлических объектов хватило бы энергии заполнить своим творчеством не один цех- на радость туристам например и гостям нашего города.

            Единственное, что Речники не смогли взять с собой перед окончательной угрозой выселения- это пирамиду из диабаза во дворе. Как-то, перед подготовкой фестиваля «Неофициальная столица», Юрис Лесник, отец русского видеоарта, ясновидящий, умудряющийся в материале видеть обратные скульптуры, близкий друг Речников, принёс во двор первый булыжник и начал строить трёхгранную пирамиду. Трёхранная пирамида имеет одно удивительное свойство. Когда начинаешь увеличивать одну грань, она вся равномерно вырастает. Марат Гельман, узнав о пирамиде, захотел профинансировать её завершение. Пирамида уже доросла к тому времени до уровня второго этажа. Марат Гельман попросил накрыть пирамиду белой тканью  и открыть её с приходом какого-то важного депутата. Художники ждали, ждали, не дождались, и сняли простыню раньше торжественной церемонии открытия, чем, возможно, лишили проект дальнейшего финансирования. Сейчас знаменитая достопримечательность дворика на Гагаринской  улице, привлекавшая ежедневно посетителей и визитёров из числа особо крутых знатоков города, медленно уменьшается.  Камни растаскиваются. Вход во двор, правда, некие новые кандидаты в хозяева лакомой недвижимостью, закрыли воротами. У ворот стоит сторож, иногда, за 100 рублей, он пускает поглазеть на пирамиду особенно настырных паломников. 

            Сами Речники всё больше превращаются в путешественников, некоторые из них годами живут в Индии, НЕПАЛЕ, АФГАНИСТАНЕ, СРЕДНЕЙ АЗИИ И ПРИЭКВАТОРИАЛЬНЫХ ТРОПИЧЕСКИХ ОСТРОВАХ.

 

Hosted by uCoz