Рог-музыка сильнее рока.

Всё началось с того, что профессиональный тромбонист Сергей Поляничко копил, копил деньги на Мерседес бенц, но в  последний момент взял, и пустил эти деньги на рога. То есть прикупил латуни и других полезных металлов, чтобы сделать 74 музыкальных инструмента. К этому времени Сергей Поляничко закончил консерваторию, театральный институт, метил поступить на стажировку к дирижёру Чернушенко, что в результате и сделал. Но было у Сергея увлечение, которое его полностью захватило. Желание возродить старинную русскую роговую музыку.

Что-то позитивное и отрадное всё же  в нашей культуре происходит. И часто оно происходит снизу, из глубины народных, что называется, масс. Всё больше молодых и не очень молодых людей на досуге занимается  исторической реконструкцией. Кто-то шьёт себе камзол времён Суворова, кто-то куёт шлем и плетёт кольчугу, кто-то тренируется быть витязем, кто-то одевается в солдата Первой мировой. Сергей  Поляничко загорелся идеей воссоздать совершенно уникальную национальную музыку, забытую  лет 200 назад.

Охотничьи роговые оркестры возникли во времена императрицы  Елизаветы, в 1751 году,  для её увеселения. Собрал впервые в единый оркестр  разрозненных охотников с охотничьими рожками чех Ян Мареш.  Как известно, Елизавета любила охоту. Яну Марешу пришла в голову идея- собрать в одну точку пространства  несколько охотников с громкими охотничьими  рожками, при помощи которых те гоняли оленей, общались между собой и просто бурно радовались удаче. Сначала были подобраны 7 нот, потом полутона. Получилась полная  клавиатура, которой, если правильно руководить, то можно сыграть любую музыку любой сложности. Ведь все звуки в наличии! Потом роговые оркестры становились всё более многочисленными, для них писалась специальная музыка, они радовали слух уже не только просвещённых помещиков-крепостников в их усадьбах, но и свободных обывателей в городах. Когда-то по Неве и другим рекам России  ходили  лодки с роговыми оркестрами, их музыка разносилась по воде на 40 километров.  

Особенность роговой музыки- отдельную ноту играет отдельнро взятый музыкант. Музыканты выстраиваются наподобие отдельно оторванных клавиш, дирижёр на эти клавиши «жмёт», хотя сами ноты умные и сами на себя жмут в нужный момент. Получается такой живой орган с живыми разрозненными дудящими трубами разной длины. Чтобы усилить звук, можно ввести в оркестр двух, трёх, четырёх музыкантов, которые одновременно будут издавать одинаковый звук. Получается очень, очень громко, очень торжественно, очень помпезно. Недаром роговую музыку любили цари и вельможи. Именно на таком ходящем на ногах органе можно было дудеть во всеуслышание о победах и торжествах национального масштаба.

Одним из самых знаменитых выступлений роговых музыкантов прошёл в честь победы Потёмкина в Крымской войне. Триста музыкантов дудели разом, им вторили залпы салюта, и подсвечивал зрелище фейерверк.

Занимаясь роговой музыкой, Сергей Поляничко нашёл в Оксфордской библиотеке страницу из Лондонской газеты начала19 века. Там сообщалось о концерте русского рогового оркестра в Лондоне. Концерт состоял из 3 отделений, музыка исполнялась русская, чешская, а также обработка Чимарозы и каких-то позабытых композиторов с ничего не говорящими именами.

И вот за несколько лет вокруг Поляничко собрался целый оркестр единомышленников и реконструкторов. Люди всё молодые, от 20 до 30 лет, все профессионалы, все работают в театрах, оркестрах. Тромбонисты, валторнисты, трубачи, тубисты… Нужны были рога, много рогов.

Роговую музыку исполнять можно на разных рогах. Это и трембиты, и альпийсккие рожки, и охотничьи из бересты, и каких только видов музыкальных инструментов, издающих один яркий и чистый звук, не существует. В 17 веке предпочитали делать загнутые рога, в 18 –прямые. Делали обычно из меди. Правда, от передоза металла, поступающего в организм, музыканты быстро умирали. Медные трубы не всегда к победе.

Поляничко решил рога для своего оркестра сделать из сплава латуни и меди, мундштуки покрыть специальным безвредным для музыкантов составом. 

 Делал рога не он сам, а замечательный человек Владимир Головешко. Когда то Головешко учился  игре на баяне, потом у педагога Седристого, и учитель привил ему вкус и любовь к реставрации музыкальных инструментов. Потом, когда Владимир увлёкся роговой музыкой, это ему очень пригодилось. Он то и вызвался сделать двойной комплект рогов для создаваемого оркестра роговой музыки. Работа была героическая и новаторская. Владимир Головешко рыскал по музеям и архивам, тонул к недрах Интернета, делал расчёты и писал формулы, крутил трубки из картона и дудел в них. Потому делал инструмент из металла- а тот не звучал! Приходилось всё начинать заново. В результате были найдены нужные пропорции, были придуманы специальные конструкции. Самые длинные рога для извлечения самых низких и густых звуков достигают в длину 3 метров, а Головешко придумал как их складывать из трубок по 45 сантиметров. В общей сложности рогами Головешко занимается уже 8 лет. Для изготовления  рогов для Владимира сняли гараж, возили ему латунь, металлы, борщ и квас. За 53 дня он сделал заказ- 74 рога. Как он их делал- секрет фирмы.

            Правой рукой дирижёра Поляничко является его помощник Андрей Бехтерев, выпускник музыкальной школы Дома творчества юных. Кроме того, что Андрей профессиональный валторнист, он к тому же ещё и профессиональный программист, выпускник бывшего ЛИАПа, и профессиональный каратист с 8 летней подготовкой. Все эти качества очень нужны профессионалу-роговщику. Дудеть в рога- дело физически трудное. Это то же самое, что вес в 50 килограмм отжимать в течении дня раз 600. Поэтому парни в роговом оркестре все крепкие, девушек в нём нет. Одна пыталась, но не смогла. Все участники рогового оркестра- энтузиасты и подвижники. Правда, профессиональных охотников среди них нет ни  одного, кроме разве что Никиты Глаголева, еоторый любит охотиться в Якутии. Самый молодой член оркестра- Гена Агапов, ему 19 лет, играет на рогах он с 14. Самый многодетный оркестрант- Иван Железнов. У него  4 детей, которых он иногда берёт с собой на репетиции.  

            Российский роговой оркестр имеет и дату рождения- 23 августа 2006 года. Несмотря на свой младенческий возраст, коллектив уже выпустил свой диск, побывал на гастролях в Новгороде и Боровичах, постоянно приглашается на разные торжества и мероприятия, фестивали и праздники. Одним из самых запоминающихся было выступление оркестра в ресторане Аустерия, одном из самых старых ресторанов Петербурга, расположенном в стенах Петропавловской крепости. На фестивале собрались Почётные граждане России. Имеющих это звание не так уж и много в нашем государстве, среди них космонавты Гречко, Терешкова, Крикалёв, композитор  Пахмутова, ректор  Вербицкая, дирижёр Гергиев. Играть в рога для этих людей молодым оркестрантам очень понравилось, сам Жванецкий кричал им «браво!». Ещё больше «войти в образ» помог оркестру праздник в Гатчине, посвященный 80-летию Ленинградской области. На вертелах жарили цельных кабанов, молодые петербуржцы дули в свои рога изо всех сил.

Сразу же возникла проблема- где репетировать? Понятно, что не по квартирам. Вибрации, разносящиеся на 40 километров, подобны взрывной волне и способны постепенно завалить хрущёвку.  Но тут молодым музыкантам помог священник  церкви святых Петра и Павла, находящейся  на территории Герценовского института. Отец Артемий Скрипкин, человек сам ещё молодой, ездящий на службу на мотороллере, сразу пошёл на контакт с музыкантами. Он дал им возможность репетировать в ремонтирующемся  храме, благословил их  в их музыкальном  реконструкторском труде, даже пустил в алтарь. Репетиции проходят ежедневно, по 2-3 часа в день. Зато налицо и успехи. Коллектив играет всё более слаженно, диски с прошлогодними записями давать друзьям уже стесняется- уровень нынешней игры уже на порядок выше.

             Российский роговой оркестр можно услышать то в Филармонии на фестивале «Романтическая труба», то в здании барона Штиглица, то в Петропавловской крепости.

            Сергей Поляничко продолжает эксперименты. Пишет аранжировки, впрочем, аранжировки пишут многие участники оркестра. Соединяет звук рогов с сопрано Ольги Кондиной и Зои Журавлёвой. Пробует армянский дудук. Контактирует с союзом композиторов, слушает тысячи записей на компьютере и дисках, пропагандирует и популяризирует. При этом убеждает оркестрантов ждать и верить, что их роговое дело когда-нибудь станет самоокупаемым и прибыльным. Оркестранты ждут и верят, вместо денежной халтуры, которая всегда есть у профессионалов, бегут на репетиции. «Живой орган» требует особой слаженности всего коллектива.

Сергей Поляничко ждёт заинтересованности со стороны государственного официоза. Российский национальный оркестр возрождает славные русские традиции и звучит очень громко и очень  гордо.

Hosted by uCoz