Рог-музыка сильнее рока.
Всё началось с того, что профессиональный тромбонист Сергей Поляничко копил, копил деньги на Мерседес бенц, но в последний момент взял, и пустил эти деньги на рога. То есть прикупил латуни и других полезных металлов, чтобы сделать 74 музыкальных инструмента. К этому времени Сергей Поляничко закончил консерваторию, театральный институт, метил поступить на стажировку к дирижёру Чернушенко, что в результате и сделал. Но было у Сергея увлечение, которое его полностью захватило. Желание возродить старинную русскую роговую музыку.
Что-то позитивное и отрадное всё же в нашей культуре происходит. И часто оно происходит снизу, из глубины народных, что называется, масс. Всё больше молодых и не очень молодых людей на досуге занимается исторической реконструкцией. Кто-то шьёт себе камзол времён Суворова, кто-то куёт шлем и плетёт кольчугу, кто-то тренируется быть витязем, кто-то одевается в солдата Первой мировой. Сергей Поляничко загорелся идеей воссоздать совершенно уникальную национальную музыку, забытую лет 200 назад.
Охотничьи роговые оркестры возникли
во времена императрицы Елизаветы, в 1751
году, для её увеселения. Собрал впервые
в единый оркестр разрозненных охотников
с охотничьими рожками чех Ян Мареш. Как
известно, Елизавета любила охоту. Яну Марешу пришла в голову идея- собрать в одну точку пространства несколько охотников с громкими
охотничьими рожками, при помощи которых
те гоняли оленей, общались между собой и просто бурно радовались удаче. Сначала
были подобраны 7 нот, потом полутона. Получилась полная клавиатура, которой, если правильно
руководить, то можно сыграть любую музыку любой сложности. Ведь все звуки в
наличии! Потом роговые оркестры становились всё более многочисленными, для них
писалась специальная музыка, они радовали слух уже не только просвещённых
помещиков-крепостников в их усадьбах, но и свободных обывателей в городах.
Когда-то по Неве и другим рекам России
ходили лодки с роговыми
оркестрами, их музыка разносилась по воде на
Особенность роговой музыки- отдельную ноту играет отдельнро взятый музыкант. Музыканты выстраиваются наподобие отдельно оторванных клавиш, дирижёр на эти клавиши «жмёт», хотя сами ноты умные и сами на себя жмут в нужный момент. Получается такой живой орган с живыми разрозненными дудящими трубами разной длины. Чтобы усилить звук, можно ввести в оркестр двух, трёх, четырёх музыкантов, которые одновременно будут издавать одинаковый звук. Получается очень, очень громко, очень торжественно, очень помпезно. Недаром роговую музыку любили цари и вельможи. Именно на таком ходящем на ногах органе можно было дудеть во всеуслышание о победах и торжествах национального масштаба.
Одним из самых знаменитых выступлений роговых музыкантов прошёл в честь победы Потёмкина в Крымской войне. Триста музыкантов дудели разом, им вторили залпы салюта, и подсвечивал зрелище фейерверк.
Занимаясь роговой музыкой, Сергей Поляничко нашёл в Оксфордской библиотеке страницу из Лондонской газеты начала19 века. Там сообщалось о концерте русского рогового оркестра в Лондоне. Концерт состоял из 3 отделений, музыка исполнялась русская, чешская, а также обработка Чимарозы и каких-то позабытых композиторов с ничего не говорящими именами.
И вот за несколько лет вокруг Поляничко собрался целый оркестр единомышленников и реконструкторов. Люди всё молодые, от 20 до 30 лет, все профессионалы, все работают в театрах, оркестрах. Тромбонисты, валторнисты, трубачи, тубисты… Нужны были рога, много рогов.
Роговую музыку исполнять можно на разных рогах. Это и трембиты, и альпийсккие рожки, и охотничьи из бересты, и каких только видов музыкальных инструментов, издающих один яркий и чистый звук, не существует. В 17 веке предпочитали делать загнутые рога, в 18 –прямые. Делали обычно из меди. Правда, от передоза металла, поступающего в организм, музыканты быстро умирали. Медные трубы не всегда к победе.
Поляничко решил рога для своего оркестра сделать из сплава латуни и меди, мундштуки покрыть специальным безвредным для музыкантов составом.
Делал рога не он сам, а замечательный человек
Владимир Головешко. Когда то Головешко учился игре на баяне, потом у педагога Седристого, и
учитель привил ему вкус и любовь к реставрации музыкальных инструментов. Потом,
когда Владимир увлёкся роговой музыкой, это ему очень пригодилось. Он то и
вызвался сделать двойной комплект рогов для создаваемого оркестра роговой
музыки. Работа была героическая и новаторская. Владимир Головешко рыскал по
музеям и архивам, тонул к недрах Интернета, делал
расчёты и писал формулы, крутил трубки из картона и дудел в них. Потому делал
инструмент из металла- а тот не звучал! Приходилось
всё начинать заново. В результате были найдены нужные пропорции, были придуманы
специальные конструкции. Самые длинные рога для извлечения самых низких и
густых звуков достигают в длину
Правой рукой дирижёра Поляничко
является его помощник Андрей Бехтерев, выпускник музыкальной школы Дома
творчества юных. Кроме того, что Андрей
профессиональный валторнист, он к тому же ещё и профессиональный программист,
выпускник бывшего ЛИАПа, и профессиональный каратист с 8 летней подготовкой.
Все эти качества очень нужны профессионалу-роговщику.
Дудеть в рога- дело физически трудное. Это то же
самое, что вес в
Российский роговой оркестр имеет и дату рождения- 23 августа 2006 года. Несмотря на свой младенческий возраст, коллектив уже выпустил свой диск, побывал на гастролях в Новгороде и Боровичах, постоянно приглашается на разные торжества и мероприятия, фестивали и праздники. Одним из самых запоминающихся было выступление оркестра в ресторане Аустерия, одном из самых старых ресторанов Петербурга, расположенном в стенах Петропавловской крепости. На фестивале собрались Почётные граждане России. Имеющих это звание не так уж и много в нашем государстве, среди них космонавты Гречко, Терешкова, Крикалёв, композитор Пахмутова, ректор Вербицкая, дирижёр Гергиев. Играть в рога для этих людей молодым оркестрантам очень понравилось, сам Жванецкий кричал им «браво!». Ещё больше «войти в образ» помог оркестру праздник в Гатчине, посвященный 80-летию Ленинградской области. На вертелах жарили цельных кабанов, молодые петербуржцы дули в свои рога изо всех сил.
Сразу же возникла проблема- где репетировать? Понятно, что не по квартирам. Вибрации,
разносящиеся на
Российский роговой оркестр можно услышать то в Филармонии на фестивале «Романтическая труба», то в здании барона Штиглица, то в Петропавловской крепости.
Сергей Поляничко продолжает эксперименты. Пишет аранжировки, впрочем, аранжировки пишут многие участники оркестра. Соединяет звук рогов с сопрано Ольги Кондиной и Зои Журавлёвой. Пробует армянский дудук. Контактирует с союзом композиторов, слушает тысячи записей на компьютере и дисках, пропагандирует и популяризирует. При этом убеждает оркестрантов ждать и верить, что их роговое дело когда-нибудь станет самоокупаемым и прибыльным. Оркестранты ждут и верят, вместо денежной халтуры, которая всегда есть у профессионалов, бегут на репетиции. «Живой орган» требует особой слаженности всего коллектива.
Сергей Поляничко ждёт заинтересованности со стороны государственного официоза. Российский национальный оркестр возрождает славные русские традиции и звучит очень громко и очень гордо.