НИКАС САФРОНОВ

 

            Я у Никаса Сафронова в мастерской. Наше интервью постоянно прерывают  звонки. Волей       неволей я слышу один из разговоров- некто требует у Никаса телефон Софи Лорен. Говорящий на том проводе- специалист по искусственному зачатию, он утверждает, что благодаря его стараниям забеременела Мадонна, и теперь он хочет предложить свои услуги Софи Лорен... На столе лежит блюдо, на котором изображен портрет нашего президента В.В. Путина. Раздаётся звонок в дверь- к Никасу приходят за блюдом представители заказчика, двое молодых людей в серых костюмах и чёрных элегантных пальто. Они осматривают работу, аккуратно её упаковывают.

            -Я знаком с Галиной Цветковой, хозяйкой ЛФЗ. Она предоставила мне такую возможность- побывать на заводе, посмотреть, как там работают, как рисуют, сделать свою тарелку. Это оказалось  очень сложным- совершенно новый жанр, специальные краски, которые будут обжигаться. Из Москвы пригласили меня, Церетели, Шемякина.

            -Никас, вы прославились прежде всего как придворный портретист. Что вы думаете о месте художника в современном мире?

            -Художник это некая единица, которую надо оберегать. В Германии есть дома, где живут художники, государство помогает им, обеспечивает всем необходимым, даёт возможность  в течении года создавать свои произведения. Если художник ничего не создаёт- то это рассматривается как некая командировка, творческий отпуск. В России художник это не просто художник. В слове художник есть что-то страдальческое

            -В русском языке художник от слова «худо»...

            - Это изгой, бродяга, это Конюхов- путешественник, пилигрим, делающий зарисовки. На 10 миллионов  рождается 200 талантов- из них выживают 5 в разных областях. Это статистика международная, она относится и к России. Выжить в России таланту очень сложно.. Так как художники в России - люди обычно бедные, у них развилось чувство зависти, ревности к более успешным и богатым собратьям. Они желают друг другу смерти. «Хоть бы этот художник умер- меня бы заметили бы тогда, и я тогда сделаю что-нибудь лучше, чем он», - вот распространённая психология бедного художника. На Западе развиты  направления Нувоарт, акционизм, инсталляции. Всё это имеет относительное отношение к искусству. У нас это легко перенимают, думая, что так быстрее можно прославиться. Возникают какие-то странные галереи, какие-то люди бегают по Красной площади, кто-то садится в клетку и кого-то кусает, кто-то себя гвоздями прибивает натурально к кресту на фоне Храма Христа- это всё издержки производства и изыски, не имеющие к чистой живописи никакого отношения. Это значит, что любой человек, обозначивший себя сумасшедшим наглецом, свободным от всех предрассудков,  может себе всё это позволить и назваться художником. Какое этот отношение имеет к чистой живописи- я этого не могу понять. У меня была выставка в Бельгии- там была пятнадцатилетняя девочка, дочь Марины Неёловой, которая учится в местном художественном колледже. Там не преподают рисунок. Преподают Малевича, Шагала, Пикассо, Миро, всё связанное с цветом, но не с графикой. Я не понимаю, как не изучив рисунок, можно стать художником, заниматься архитектурой, строить храмы.

            -Графика уходит из жизни. Мир превращается в экспрессивное, эмоционально привлекательное красочное месиво.

            -Это неправильно. Человек математичен. Он зиждется на земле, на почве, ему важно понять «Почему». Когда ему говорят, что всё относительно, что всё не важно, что дважды два это восемь- он теряет почву под ногами. Теория Дарвина почему была так популярна? Она была удобна для человека. Дарвин признал  в конце жизни, что ошибался- что Бог есть и что Он создал человека. Но 1,2,3,4,5-это удобнее, это понятнее, чем 1, 18, 3, 5. Эволюционный путь от обезьяны к человеку понятнее. И это нормально. Человек должен иметь некий критерий и некий закон. Человек должен знать, что если он будет себя хорошо вести, то его наградят. Если ты что-то делаешь хорошо- хорошо учишься- то поступишь в институт и станешь профессором. Это нормальная ситуация, она создаётся веками. Государство устанавливает свои правила, и народ по этим правилам живёт. Судьи, тюрьмы, президент, начальство, рабочие- всё вокруг для того, чтобы сохранить закон. Всё   идёт гармонично, люди не могут жить по другому. Все утопические представления, возникновение новых форм государств, все эти эксперименты - они дают прорыв для всего человечества, дают ответы на отдельные вопросы, но в конце концов государство гибнет. Гибнут тоталитарные государства, разные системы управления. Всё равно человечество живёт по каким-то законам и нормам, когда всё между собой как-то связано. Были Византия, Греция, Рим, они гибли и рождалось новое- восстанавливался хаос, в котором есть гармония. Космос это хаос, в котором есть гармония. Так живёт человечество.

            -Вы по своему миросозерцанию придерживаетесь  неоклассицизма.

            -Пожалуй. Но вернёмся  к художникам. Они некие революционеры с одной стороны, но они такие же зависимые люди как и все, живущие в обществе. Есть художники, которые становятся публичными из толпы соискателей, они становятся ответственными за всё, что происходит в этом мире. Это могут быть известные артисты, поэты- когда они говорят, к ним прислушиваются. Актёр играет врача, потом рекламирует медицинскую продукцию- и ему верят, хотя это может быть плохая продукция. Это как в анекдоте про Екатерину- она пригласила актёра, который отличился в ролях первых любовников. А потом предложила ему стать самим собой и показать своё искусство любви. Он сказал: «Не могу- я импотент». Искусство- одно, жизнь- другое. Но обращение к нему людей, нации- оно звучное. Если бы Никита Михалков захотел бы стать президентом- у него были бы сейчас шансы. Поэтому публичный художник ответственен. Его мнение важно, к нему прислушиваются. Однажды я отдыхал в Ялте со своими сыновьями. За большие деньги нас поселили в какой-то сарай. Я потребовал вернуть деньги- они отказывались. Я объяснил им, что даю до 20 интервью в неделю, и в моих силах сделать Ялту худшим курортом России, сюда перестанут ездить, вы потеряете миллионы. Они это поняли. Почему? Потому что ты- интересен, ты тот, кто нашёл миллионы. С тобой считаются, советуются, с тобой хотят дружить. Хотя ты иногда не понимаешь, о чём идёт речь вообще. Ты выполняешь социальную программу, от которой, возможно, далёк, может, тебе хотелось бы заниматься чистым искусством...

            -Это тайны социальной пластики. Вдруг действительно становятся популярными те или иные лица, народ испытывает доверие к толстым, бритым налысо дядькам...

            -Нет, это другое. Когда человек обозначен, его пытаются  объяснить и оправдать. Ко мне пришёл министр. Он странен- суетлив, в другом случае я бы воспринял бы  его как чудака, но зная, что это министр, я пытаюсь под него подладиться, его понять. Мне надо сделать его портрет, и я должен понять, как он состоялся. Приятно, когда у артиста тонкие черты лица, когда он похож на Христа. Приятнее мягкие глаза, а не злые, кудрявые волосы, а не лысина, высокий рост...

            -Президент тоже должен пластикой своего тела быть ответственным перед обществом?

            -Я Путина рисовал с натуры за три сеанса, начал рисовать в 99 году, закончил в 2000, в январе. В 1987 году я написал картину «Предчувствие апокалипсиса»- коллажный вариант, там был портрет из сна, связанный с Россией. Потом это лицо я узнал, когда президентом стал Путин.  В 1987 уже было его лицо, Путин уже тогда был обозначен. Художник, он же только выводит сон. Что-то  снится многим, но художник может воплотить этот сон, а другие- нет. Художнику легче, он может предчувствовать. Всем присуще состояние уже виденного, «дежа вю», но художник может это запечатлеть, сделать зримым. Я однажды шёл за девушкой и был уверен, что она связана в театром, но в нём не работает. Я догнал её в каком то мрачном дворе- это оказался служебный вход в какой-то театр. Я спросил её: «Вы идёте к сестре, но сами вы – не актриса?» Она сказала «Да. Я иду к сестер-асктрисе, но сама в театре не работаю». Когда то я играл в рулетку- я не ставил на 15, и думал, какой же я идиот!- и через несколько кругов выпадало  «15». Мы все предчувствуем, что произойдёт.

            -А почему вы себя изобразили в виде обнажённой женщины с классическим телом, держащей под мышкой голову Ленина?

            -Это Татьяна Васильева с Никосом под мышкой. Я родом из Ульяновска, там все похожи на Ленина. А Таня была моим ангелом хранителем. Мне она нравилась, как женщина.

            -Вы живёте в звёздном теле.

            -Я всегда относился ко всему спокойно, но с уважением. Когда я ездил на «жигулях», я всегда уступал место большим крупным машинам. Но когда я ездил на солидной машине, я бибикал и требовал, чтобы мне уступили. Это не означает, что ты наглеешь.

            -Это уважение к порядку и закону?

            -Когда встречаешься с Софи Лорен- то благоговеешь, а с Мадонной- так, без трепета. Есть уважение к тем, кто тебе как старый друг. Ты встречаешься с монахом тибетским- и боишься, что он уйдёт и что-то важное тебе не расскажет, в этой встрече есть внутренняя радость, переполнение. Я со знанием закона, но с благоговением отношусь к тем, кто меня волнует. У меня есть кумиры свои.

            -А кто ваши кумиры в живописи?

            -Это Тёрнер, Ван Эйк, Коро, Мемлинг... Тёрнер лил масляные краски как акварель...

            -Вы получили хорошую академическую художественную подготовку?

            -Я учился в академии искусств в Вильнюсе. Когда я был студентом 4 курса, увидел красивую девушку, попросил её отца дать мне разрешение нарисовать её портрет. Он сказал: «Она позировала академикам живописи, но портреты вышли неудачными». Я изобразил её с 4 глазами. Все признали, что это её лучшиё портрет. У неё прыгали глаза, от этого рябило. Важно уловить некое главное свойство. Пикассо нарисовл 7 хвостов, и собака забегала. Найти свойство- это главное что бы стать художником. Нужно всё время что-то открывать, не быть продолжателем. Я зарабатываю деньги портретами, но делаю это профессионально. Портрет удачен, когда отображает характер. Я никогда не дублирую найденное. Один искусствовед сказал: «У Никаса 50 шедевров», но описал в своих статьях 500 других моих картин- не шедевров. Достаточно одного, чтобы остаться в истории.

            -Вы считаете, что уже создали этот один шедевр?

            -Художник  не эксперт самому себе. Когда сегодня над картиной работаешь, то не можешь знать её цену. Но мы все знаем себе цену. Мы часто себя замаливаем. Иногда замасливаем. Иногда говорим самому себе: «Да, я гений!». Над тобой все смеются, а ты понимаешь, что останешься в истории. Микеланджело обзывал  Леонардо, Дюреру говорили что он копирует старых мастеров, что он ничтожество. Но все они остались в истории. Нельзя ставить цель низкую. Можно поставить целью жизни покупку велосипеда- не особенно много работать, не особенно стараться- и скопить на велосипед. Можно мечтать всю жизнь как удушить соседа по коммунальной квартире, чтобы заполучить его комнату. Но можно работать на износ и заработать себе на отдельную квартиру...

            -Никас, каков ваш рецепт успешности?

            -Всем говорят- занимайся зарядкой, не ешь много, играй по 5 часов на фортепьяно- говорить можно всегда. Но как это воспринять? Говорить можно простые вещи- быть добрее, не завидовать, не быть жлобом, не жалеть свои картины, когда это требуется. Допустим, требуют картину на благотворительный аукцион. Понятно, что не заплатят. Может, первый раз это будет незаметно, а второй- заметно. У губернатора Саратова Аяцкова в приёмной сидели три человека- один директор филармонии, один художник и один музыкант, все пришли, чтобы он им помог. Мне говорят: «Никас, помогите попасть на приём к Аяцкову!». Я у них спрашиваю: «А вы знаете, кто я?». «О, да, вы- Никас Сафронов, вас то губернатор примет!». «Вот знаете, я пришёл к вашему губернатору с подарками. Возьмите, и оформите детский дом, устройте благотворительный концерт для сирот и учителей, напишите портрет Аяцкова. И вам дадут, вас примут». Я, конечно, поговорил с Аяцковым, их приняли. Я рассказал эту историю Олегу Янковскому. Он говорит: «Никас, если бы все так понимали всё как ты, ты не был бы первым. Ты делаешь какие то вещи, которые кажутся простыми, но которых другие не понимают». Я много работаю, я построил часовню, я построил храм, я курирую школу, которую назвали моим именем, курирую вторую школу с гуманитарном  уклоном- одну в Ульяновске, вторую- в Димитровграде. Я социален, я даю картины на благотворительные аукционы, направленные против уничтожения слонов в Африке, для сохранения снежного барса, на помощь бездомным животным, делаю выставку в Эквадоре для спасения уничтожаемых видов. На одном  акукционе все художники хотели по 3 тысячи долларов за картину, а что свыше- то на благотворительность. Но аукцион не удался, ничего не купили. Церетели дал денег просто так , я подарил картину. Это твой труд- но ты делишься своим, даёшь на благотворительные цели.

            -А что делать бедному, тому, кто сам нищ, и делиться ему нечем?

            -У меня есть такое правило или совет. Я считаю, что я божий человек. И заработав три копейки- надо отдать полторы. Когда у храма богатый человек издевался над бедной женщиной, говоря: «Она думает, что чем- то помогла церкви, принеся свои 3 гроша. Вот я даю значительную сумму на храм, церковь живёт за счёт меня!». И на это Христос ему ответил: «Она принесла 3 монеты, но последних, а у тебя ещё миллиард». Каждый человек может дать столько, сколько может. У человека может не быть денег, но он может взять детей из подворотни, поучить их чему-то, чтобы выговаривали правильно  слова, чтобы научились рисовать, поучаствовать  в чём то, что даст заряд будущей жизни,  что позднее даст тебе миллионы, и не жалеть об этом. Делать то, что потом будет оценено нацией.

            -Вы устойчивый сторонник классики?

            - Правильный рисунок, правильный цвет, психологически точный портрет, завлекательный пейзаж. Фотография- это сиюминутное изображение, она может быть неудачной. Портрет всегда собирателен, ты собираешь его из разных состояний, он не может быть неудачным, если его делает профессионал. Я нахожу в людях лучшее- я поставил своей задачей доставать лучшее из того, что с ним было, что в нём есть. Если наше время через 1000 лет будет вспоминаться, в том числе и через мои картины, - хочу, чтобы  наши потомки знали, что в наше время жили красивые люди, добрые, неагрессивные, что была на земле такая красивая нация. Это моя личная задача.

            -Вы учились иконописи. А сейчас иконы приходится писать?

            - Священник отец Александр  попросил меня  написать икону Тихвинской Божьей матери. Он вместе с настоятелем храма Тихвинской Божьей матери  приезжали смотреть мои работы- икону Казанской Божьей Матери и икону Тихвинской Божьей Матери. Патриарх  всея Руси вручил мою работу отцу Сергию, хранителю иконы Тихвинской Божьей матери и отцу Александру, сыну его 9 июля, когда она прибыла в Тихвин из Америки. Моя копия была отослана в Америку. Когда я вижу абстракцию, я не отношусь к ней никак - пока не увижу, что этот человек делал в классике. Когда я увидел в Барселоне, что делает Пикассо, я был покорён. Это мне важно. Человек часто делает от лукавого.

            -Есть художники от лукавого?

            -Есть. Я жалею художников. Каждый год институты выбрасывают до 10000 художников, и все они распыляются, в дворники, в компьютеры уходят. Мне жалко, что нет государственной поддержки. Это неправильно. Государство относится к художникам как к неважному, как к ненужному. Это цвет нации, и этим надо дорожить. Государство поддерживает тебя, если ты чего-то добьёшься. Есть в Америке понятие «Выживание на улице». Человека из обеспеченной семьи выбрасывают на улицу. И если он выжил, состоялся, защищая себя кулаком- он станет  хорошим банкиром или предпринимателем.  Если он никчемный, он не личность, то толку от него не будет. Но всё равно, если ты плывёшь по воде, рядом должна быть лодка, и ты должен знать, что тебя вынут из воды и откачают. Этой лодкой должно быть государство.

 

 

Hosted by uCoz