Наталья Селезнёва

 

С блестящей комедийной актрисой Натальей Селёзнёвой мы встретились на фестивале в Гатчине. В гостинице мне сказали, что актриса ещё спит, хотя была середина дня. Я отправилась побродить по маленькому городку, меня привлёк колокольный звон. За гостиницей оказалась очаровательная церковь. Я вошла внутрь. Шла служба, несколько хорошо одетых мужчин, похожих на успешных провинциальных бизнесменов, молились. Свечками и образками торговала приятная старушка в платке. Возле церковной лавки стоял юноша наркоманского вида. Я ужаснулась, услышав , чего он требовал от старухи. Он угрожал ей, он требовал, чтобы она отдала ему церковную выручку. Он грязно обзывал её, она кротко всё это сносила. Может, это был её внук. Я проявила малодушие и выбежала из церкви. Там у входа околачивалось ещё двое заморышей опасного вида. Это было ощущение дикого контраста- разгул нищеты и порока, и роскошь мира искусства -в двух шагах друг от друга. Наталья Селезнёва возлежала в номере люкс, сама она была тоже люкс, несмотря на то, что блистала ещё в 60-е. Она абсолютно не изменилась.  

 

-Наталья! Вы блестящая актриса, которая лучше всего  проявила своё дарование в отечественных комедиях. Что происходит сегодня с комедийным жанром, у вас наверное есть свои представления на этот счёт?

-Вот странно, когда была сумасшедшая цензура, комедий было больше. И тот же Жванецкий был ярче и острее, когда была цензура. Сегодня цензуры нет- пиши что хочешь, ставь что хочешь, играй что хочешь. И, казалось бы, такая свобода должна родить огромное количество комедийных и сатирических ситуаций. Но жизнь, очевидно, сегодня слишком сложна для комедий, люди издёрганы, многие слои общества находятся в паническом состоянии от социального неравенства, оттого, что денег не хватает просто на жизнь, на содержание ребёнка, на помощь старым людям. Растерянность в обществе влияет на всё, в том числе на комедийный жанр.

-Растерянность общества была и в 30-е годы. И тем блистательней был смех, когда под ним были кровавые слёзы миллионов репрессированных сограждан…

-О той растерянности можно  судить лишь по историческим документам…. С комедиографами у нас сейчас действительно  напряг. Это единичные люди, их гораздо меньше, чем просто хороших режиссёров, снимающих хорошее кино. И вообще хорошие комедийные режиссёры- это редкость. К таким  режиссёрам относится  Георгий Данелия, Гайдай.

            -Работа у Гайдая сыграла значительную роль в вашей биографии?

-Три фильма у  Гайдая- это моя школа.  Идя на третью картину мы, актёры,  могли расслабиться и плыть по течению. Было ощущение того, что режиссер тебя знает, он тебя любит. Актёр чувствует что его любят, что его хотят. На третьей картины у Гайдая «Не может быть» мы делали, что хотели. Гайдай мастерски брал те дубли, которые были наши. Это сейчас все понимают, насколько комедии Гайдая гениальны, в то время его просто травили.

-Но всё же время движется вперёд. Должны же появляться новые комедиографы! Куда они делись?

-Вот даже  Алла Сурикова переключилась на мелодраму. Мне кажется, сегодня не время для агрессивного кино - со стрельбой, убийствами, когда  сначала рамы вылетают, потом люди, потом труп лежит. Это всё уже плохо воспринимается, потому что в жизни и так много негатива. Все соскучились по мелодраме, когда  как у Пушкина- «над вымыслом слезами обольюсь». Мне лично сегодня нравится смотреть мелодраму, где есть и слёзы, и любовь, и настроение.

-Простите, а кто кроме Суриковой сейчас мелодрамы снимает? Вот Роза Орынбасарова сняла мелодраму. И больше никого что-то не припомнить.

-Сейчас всё смешалось в доме Облонских. Сейчас и в кино и в театре идёт поиск, отбрасывается ненужное, то, что не воспринимается. Я не имею в виду попкультуру, я имею в виду интеллигентную публику. Вообще сейчас люди должны объединяться- музыка, поэзия, драматургия, кино, театр- все лучшие силы должны объединяться. Если мы сможем объединиться, то сможем нашу культуру поднять на ту высоту, которую привыкли ждать от нашей страны.

-Всё как-то сейчас очищается.

-Всё путём естественного отбора очищается. Пройдёт ещё какое-то неопределённое количество времени, и по линии вкуса и культуры останется лучшее, а всё худшее отвалится. Как при изготовлении скульптуры из глыбы- всё лишнее отбросится. Растёт плеяда молодых талантливых кинорежиссёров. Я очень полюбила кинорежиссёра Лунгина, я под впечатлением его фильма «Остров», я всё время к нему возвращаюсь мыслями. На меня этот фильм произвёл огромное влияние. Второй раз я бы не смогла бы его смотреть, я бы стала придираться к каким то его деталям. А так у меня осталось сильное впечатление от этого фильма, с которым я существую и мне это нужно и помогает. Скупыми средствами Лунгин сделал эмоционально сильный фильм

-При этом не завися от давления моды, делая его как бы для себя. Заранее предполагалось, что это не будет кассовый фильм. А он вдруг взял и побил все рекорды по продаваемости и посещаемости!

-Лунгин сделал по зову сердца этот фильм. Это как песни Высоцкого, которого любили и понимали все слои общества. И учёные, и литераторы, и музыканты, и простой народ, и заключённые, и медики, и артисты- все любили его. Не было никакой прослойки, которая бы его не воспринимала. Также и этот фильм получился для всех слоёв.

            -Вы с Высоцким общались?

-Мы с Высоцким снимались вместе, начинали вместе ещё на студии «Белорусь-фильм», в картине «Саша-Сашенька».  Я была знакома с Высоцким и по жизни, и в работе. Я очень высоко ценю Высоцкого как выдающегося  поэта, музыканта, как барда, который отразил свою эпоху, который сам был символом эпохи. Он предвидел будущее.

-Когда вы с ним снимались, вы уже чувствовали его гениальность?

-Нет, тогда он был просто парень с гитарой, актёр, душа общества. Для меня это культовая фигура.

-Вы начали сниматься в кино с ранних лет…

-Я снялась в детских фильмах «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Девочка и крокодил».  Съёмки «Алёши Птицына» проходили в Ленинграде. Я считаю, что Ленинград- это моя малая родина. Тогда фильмы снимали годами, и я жила здесь у вас, мама со мной приезжала. Интересно, что она тогда уже пыталась привить мне любовь к истории  города. Мы с ней ходили и в Эрмитаж, и в Русский музей, мама водила меня по городу и рассказывала о мостах, соборах, проспектах, о Петре Первом. Она вложила в меня любовь к этому городу, к этой северной прекрасной столице. И я очень люблю Петербург до сих пор.

-Наверное, эта любовь сливается с чувством  свободы от уроков?

-Нет. Чувства радости от того, что все в школе, а я на съёмках фильма, не было. Было очень большое чувство ответственности- что я не свободна, что я на работе. Вот я ощутила в 7 лет чувство долга и ответственности. Так с этим и живу.

-А звёздная болезнь в детстве мучила? Наверное в школе дети завидовали…

-Нет, наоборот были комплексы.

-Расскажите, как вы встретили своего будущего мужа, актёра Владимира Андреева?

-Снимался фильм Калиф-аист на телевидении, Владимир Андреев пришёл на студию с режиссёром Владимиром Храмовым. Тогда шла запись передачи «Кабачок 13 стульев».  Шла запись моей сцены и моего музыкального номера. Храмов меня увидел и предложил сниматься в его спектакле- играть сказочную принцессу. Там мы и познакомились.

 -Искра пробежала7

-Я очень верю в искру в отношениях. Ещё это можно назвать биохимией.

-Фильм-спектакль «Халиф –аист» был моим любимым в детстве. Это какой-то шедевр, где всё на месте, каждый взгляд, каждый персонаж.

-В нём играли Валя Гафт, Мартинсон, музыку написал Женя Гаранян. Володя Храмов учился с Андреевым, у них было общее миропонимание, они вместе делали этот фильм на одном дыхании.

-Трудно ли, когда в семье муж- режиссёр, жена- актриса. Можно ли сохранить творческую независимость?

-Актёр- самый независимый человек, от него ничего не зависит. Всё зависит от  режиссёра, от исполнительного продюсера и от того, кто финансирует. Владимир Андреев- режиссёр своего театра, и у меня нет никакого желания на него как-то влиять, его прессинговать. Каждый из нас состоялся и идёт своим путём.

-Вот вы комедийная актриса, но я часто замечала, что актёры, которые всех веселят, в обыденной жизни часто бывают чересчур  мрачны.

-Не то что мрачны, но и не клоуны. Олег Попов в жизни был сдержанным, неразговорчивым, замкнуто резким. Он не подпускал к себе, в жизни он не был рыжим клоуном на ковре. Тот же Саша Демьяненко, «Шурик»- тоже в жизни был закрыт. Юрий Владимирович Никулин- вот, пожалуй, единственный человек который любил и байки травить, а анекдотом побаловаться- и то под настроение. Георгий Вицын- тоже был молчалив, всё время читал книги, был философ-мудрец. Люди которые в жизни любят смешить, редко бывают актёрами.

-В вашей семейной жизни велика ли роль юмора?

-Я работаю в Театре сатиры и мне приятно и легко общаться с коллегами. Миша Державин, Ширвиндт, Ольга Аросева,  покойный Спартак Мишулин, Аркаша Хайт- люди высочайшего чувства юмора. И юмор-  это якорь спасения.  

-А есть своя дневная доза смеха?

-Всё зависит от забот и проблем, которые приходится решать. Я сейчас пытаюсь философски осмысливать жизнь.  Из меня всегда бил фонтан радости, но с годами это проходит. Сейчас это единичные моменты, которые тоже зависят от настроения. Иногда бывают фантастические вечери, встречи, которые надо было бы снимать на видео. Это как концерты, когда вспоминаешь своих коллег, что-то показываешь, и происходит цепная реакция.

-Вот КВН до сих пор жив. Почему умер «Кабачок 13 стульев»? Сейчас, мне кажется, он мог бы быть очень современным, если бы яркие персонажи начали бы изящно острить, петь песенки- не так, как это происходит у Петросяна и в «Комедилаб».

-Об этом многие говорят и пишут, но это уже невозможно, уже нет тех персонажей. Иных уж нет, а те далече. Это будет уже другая передача.

-Но вот «Комедиилаб» вы  смотрит?

-Я смотрю только новости, а так любимая моя  программа – это канал «Культура». Прерывание на рекламу меня бесит, я начинаю ненавидеть те товары, которые рекламируют. Идёт отторжение- не хочется ни шампуня, ни мыла, ни тем более их пива.

            -Вот вся наша страна прошла через колоссальную идеологическую ломку, когда многим пришлось пересматривать все ценности своей и общественной жизни… Была ли у вас такая ломка?

-Она у меня не закончилась, и сейчас она у меня продолжается. Я очень часто расстраиваюсь и страдаю, когда попадаю в глубинку и вижу, как мучаются и страдают те, о ком не думают, кто не бьёт в колокола о своей ситуации, а с подлинно русским терпением переживают тяготы жизни. Больше всего душа болит за старых и малых. Хочется закричать: «Старичьё, вы чьё? Кто будет думать о вас в полной мере?». Когда лежат парализованные люди, и им мухи кусают глаза, и некому этих мух прогнать… Это самая большая беда нашего общества. У меня самая большая претензия к нашему здравоохранению. Ко всей системе. Это самая большая государственная проблема. Я всегда стараюсь помочь этим людям, когда есть возможность.

-Ваши таланты  и таланты вашего мужа- передались ли они по наследству?

- Мой сын –дипломат, чиновник, кандидат исторических наук, работа у него очень серьёзная, ответственная, работает он от звонка до звонка. К искусству и культуре тяготеет. Сын проявляет большую любовь к классической музыке. У нас в роду были все профессиональные музыканты по линии отца. В роду были  дирижёр, тётка-хормейстер, брат двоюродный- профессиональный пианист, бабушка окончила консерваторию и была преподавателем музыки. И в сыне безумная любовь к серьёзной музыке, он не пропускает ни одного выдающегося концерта.

-Что вам нравится в новой современной Москве, и что- нет?

-Москва разрослась, осветилась, в ней  море ресторанов.  Угнетает огромное количество казино и игровых автоматов.

-А вы в казино играете?

- В казино не хожу- российским людям это не присуще.

            -А что присуще?

-Русские предпочитали шумные застолья, споры, искать в этих спорах себя, национальную идею, а не сидеть за рулеткой.

-У вас дома часто бывают такие застолья?

-Пирушки не люблю. Семья моя живёт не богемным стилем, я также   не люблю застолья после спектаклей. Я люблю время, когда могу остаться сама с собой, с интересной книгой, эти часы- они мои.

-Какие книги предпочитаете брать с собой в постель?

-Я читаю историческую, мемуарную литературу. О Пушкине всё читаю. Недавно перечитывала дневники Достоевского.

-То есть вы не впускаете в свою жизнь никакого спама. А спортом занимаетесь, чтобы быть в хорошей форме?

-Нет. Ничем не занимаюсь и ничего не делаю. Единственное, что я себе позволяю- это  спать  вдоволь.

-Как львы, которые 3 часа в сутки бодрствуют, а всё остальное время спят!

-Я хоть и близнец по гороскопу, но сплю как лев.

-Какую роль бы вам хотелось бы сыграть?

-Любую, у хорошего режиссёра я хотела бы сыграть всё что угодно. У Суриковой я бы  ещё бы с удовольствии снялась бы. Недавно я снялась во французском  сериале «Воротилы». Это фильм о начале бизнеса в России во времена Перестройки. Я сыграла партийную даму, влюблённую в секретаря горкома партии, абсолютно ему преданную, секретаря партии играет Аристарх Ливанов. Вообще  прошлый год был счастливым на партнёров. С Мишей Боярским было хорошо играть в фильме Аллы Суриковой. А вообще, как говорит пословица- хочешь насмешить  бога –наметь себе дела на завтра.

 

Hosted by uCoz