Алексей Смоловик

 

 Алексей Смоловик- не только художник, он ещё и вдумчивый теоретик и философ. Его работы представляют собой сплав находок авангарда и отзвук владения реалистической школой. Результат- знак высокого живописного качества на всех работах автора.

Родился Алексей в Волгограде, закончил Саратовское художественное училище с отличием. Неизвестно, куда бы занесла судьба волжского художника, но в 1996 году он выиграл конкурс молодых художников ассоциации «Le Pont Neuf»,  был приглашён в Париж для участия в  выставке «Санкт-Петербург-Париж».  Работы Смоловика  были выставлены на основной выставочной площадке Парижа- в «Гранд пале»! Он  жил в апартаментах у Андре-Марка  Делок-Фурко, внука знаменитого купца-коллекционера Сергея Щукина, первому начавшему  в начале 20 века скупать  картины никому неизвестных Матисса, Пикассо, Сезанна. В Париже Алексей познакомился с Борисом Смирновым-Русецким, соратником В.Кандинского и учеником Н.Рериха. Смоловик  посетил Иерусалим, Палестину, Италию, о. Афон, Константинополь, а также монастыри России и Украины. Всё это перенасытило художника впечатлениями и знаниями, к тому же он наслушался споров об искусстве из уст европейской художественной элиты. Алексей продолжил образование  в Институте технологии и дизайна и стал преподавать в .Высшем колледже дизайна  и в Школе Искусств.

В 1999 году Алексей Смоловик пришёл к выводу, что пора бы познакомить общественность со своим художественным  манифестом «Грань/The Verge”, что он и сделал в Эрмитаже. Смоловик призывал к тому, что пора бы прекратить  линейное развитие от фигуративного искусства к абстрактному, пора бы перейти к  целостному, соборному развитию в художнике противоположных начал. Для этого необходимо овладеть  как реалистической школой живописи, так и достижениями модернизма. Балансирование на грани этих составляющих и есть гармония.

            Алексей разработал авторскую программу «Сотворчество» на основе традиционных и современных школ живописи. Работы его учеников находятся в Русском музее, в музее IACA (Нью-Йорк) и других собраниях. В 2000  году он получил Высшую категорию педагогического мастерства, но вскоре  поступил в Православный теологический и церковный институт на отделение иконописи.

            Почти каждый год Алексей Смоловик совершает путешествие по родной Волге, черпая вдохновение в русских пейзажах и русской жизни. Однажды в поездке он познакомился с индийским консулом Абхаем Кумаром, и на его глазах молодой индиец познакомился с прекрасной волжской девушкой и женился на ней, теперь Алексей и Абхай дружат семьями.

 Смоловик продолжает осмыслять  современные художественные процессы. Результат- подготовка Смоловиком нового манифеста о цельности в искусстве.

-Художник изменяет мир силой символа, символы - работают. Понятие Verge –это в переводе Грань, предел, оно символизирует высоту человеческого Духа, - говорит Смоловик. - Философия  Verge предлагает выйти за штамп, а для этого необходимо воспринимать весь арсенал искусства. Главное в нашей философии не “изм” и его узнаваемость с раскруткой как  бренда, а прежде всего- сам художник  в своём  становлении, со своим процессом самопознания. Тесно художнику в одном “изме”,  узко!

В истории искусства  Стерлигов, Моранди и другие могли выйти за грань таких мотиваций как соперничество, алчность, могли полностью отказаться от участия в выставках. Преодолев эти ограничения, они вышли на новые горизонты постижения себя и окружающего мира. Еще К.Малевич интуитивно прозревал принципы Грани, это видно по переходам черного в белое, теплого в холодное, линия его разделяет и объединяет форму, создавая пульсацию и динамику в статичном изображении.

Если не будет  баланса противоположностей, мы  либо скатимся в тоталитарный порядок, либо в хаос и анархию. Что происходит сейчас? Современный мир погружается к абсолютному хаосу, создается однополярная модель человека, мещанина с большой буквы, который призван лишь потреблять. А смысл человеческой жизни в созидании, совершенствованию любви в творчестве.  Сейчас же человека призывают в совершенствовании эгоизма , своего « хочу!», сферы потребления. Я не понимаю, почему один из ключевых тезисов современного американского искусства гласит, что “академические институты полностью губят в художнике креатив”. Ведь это приводит к нарушению баланса, к  другой  крайности, к обилию  креативного скоморошества!

 В природе можно видеть, как всё движется в  направления эволюции, от элементарного и примитивного к сложносоставному и более совершенному. И если это не так, если мы, например, в искусстве видим после Рублева, мастеров серебряного века, авангарда - вновь падение в примитив и наив, это значит, что-то в восхождении дало сбой, зациклилось. Например, техническая интеллигенция не восприимчива к явлениям художественным, - а художественная интеллигенция ничего не понимает в точных науках. В результате, мы зачастую видим половинчатое развитие, либо недообразованная попса, либо переученные ботаники.

Внутренний мир современного человека создается постижением символических кодов всего предшествующего накопления искусства. Как говорил Гете: “Прочесть хорошую книгу также трудно, как ее написать”. И лучше всего сформулированы мои идеи в фильме “Фонтан”. Он  заканчивается гениальной фразой главного героя о цели жизни:

“Всю жизнь мы стремимся к гармонии,-  к гармонии, которая в конце жизни дает нам ощущение     цельности”.

            Что касается гармонии в творчестве, то Алексей Смоловик к ней явно близится, об этом говорит его активная выставочная деятельность в России, Англии, Нидерландах, Франции. Работы художника находятся в Волгоградском музее изобразительных искусств, в Музее нонконформистского искусства, в галерее “Херкенинг”в  Нидерландах, в коллекциях Андре-Марка Делок-Фурко, Эсселин Ван Ээртен, заместителя Генерального Консула Нидерландов, Элизабет Бауэр, руководителя фонда им. Конрада Аденауэрав Германии…

Циркуль и бисер.

 

            Художник Алексей Смоловик и его жена Ольга долгое время не держадли дома телевизор, компьютер и мобильник. Они называют себя группой «Грань» и готовят выставку-лабиринт «Игра в бисер».

            После того, как Алексей пожил среди масонов в Голландии, он перенял у них  осторожное отношение  к некоторым благам цивилизации. До того, как попасть к масонам, Смоловик побывал в Палестине, в Италии, на Афоне в Греции. А до этого он некоторое время жил в Париже  у внука знаменитого коллекционера Сергея Щукина, у Андре-Марка Делок-Фурко... С этого, пожалуй, всё и началось.

 

            -Алексей, как ты попал к внуку Щукина?

            закончил Саратовское художественное училище с отличием и должен был поступать в вашу Академию художеств вне конкурса. Получилось так, что я был приглашён в Париж вместе  с несколькими художниками участвовать в выставке «Санкт-Петербург-Париж».  Это событие  поменяло всё мое мировоззрение. Мои работы были выставлены на основной выставочной площадке Парижа- в «Гранд пале»! Я жил в апартаментах у Андре-Марка, где ноги утопают в мягких коврах, а горничная удивляется, если ты пытаешься снять обувь при входе в дом с улицы. Ещё в Париже я познакомился с Борисом Смирновым-Русецким, соратником В.Кандинского и учеником Н.Рериха. Его личность, творчество оказали на меня глубокое влияние, я считаю его своим главным учителем. Я  погрузился в парижскую жизнь. В России я изучал академизм, а в Париже уже 100 лет никто не работал в такой манере, она презрительно называлась «салонным реализмом». Там у меня возникла идея синтеза различных стилей искусств. У меня сложилось такое впечатление, что говорить о работе неприлично, все бездельничают, пьянствуют, ведут ночной образ жизни, говорят об искусстве. В Париже тысячи галерей, всюду обсуждают проблему решётки Мондриана. Я видел в подлиннике работы Клее, Мондриана. Ещё все очень гордятся своими корнями, знаменитыми предками.

            -Алексей, а как у тебя с предками? Как вы себя чувствовали между потомками Вольтера?

            -Если потомок Вольтера приобретал мои работы и вешал их рядом с полотнами Матисса, я испытывал гордость. Ещё во Франции меня удивило отсутствие постеров, симулякров. Настоящие дворцы, настоящие люди, настоящее искусство, настоящие вещи. Очень модно заниматься коллекционированием предметов искусства. Андре-Марк, когда был у нас в Петербурге, удивлялся тому, что русские не знают своих предков и не коллекционируют живопись.

            -Ты считаешь, что постеры на улицах, прикрывающие наши натуральные петербургские дворцы, плохо влияют на человека?

            -В окружении симулякров человек сам становится клоном. Если клонируют искусство- человек тоже становится клоном. Мы живём в мире, где много фальшивой информации.

            -А как ты попал в гости к членам Ордена Золотого Розенкрейцера?

            - В течении 10 лет я общаюсь с голландской галереей «Де Херкенен». Круги этой галереи в своё время раскрутили Малевича. Малевич передал Стеделик музею свои картины, это спасло его от многих лет забвения, в отличии от Филонова, чьи работы пролежали в запасниках на родине. Эта же галерея способствовала мировой славе Климта, Ива Кляйна.. В Амстердаме мы со своим другом  устраивали выставки на улицах, на фоне полосатых полотен. Картина  «Сакральное пространство России» изумило розенкрейцеров присутствием масонской символики- клетчатое поле, шары, кресты и церкви... Меня назвали одним  из лучших гностиков России.

            -То есть твоё искусство привлекло внимание современных масонских кругов? Современные масоны- это не миф?

            -Я провёл несколько месяцев в кругу голландских масонов. Линии масонства- 2000 лет, её основные идеи- гармония с миром, с новыми технологическими моментами.

Человек должен быть целостным. Если что-то одно в нём доминирует- то это ущерб. Особенно страшно доминирование рассудка. Но  и простая чувственность развивается в страсть, как у цыган. Человек любит программировать информацию в узком спектре, хотя можно  использовать широкий спектр, целостный взгляд на жизнь. Голландцы устроили себе рай на земле- цветущие луга, невиданные цветы, птицы, экзотические животные, которые бродят почти на свободе, среди невидимых оград. Кругом солнечные и ветровые электростанции. Масоны пользуются кофеварками, микроволновками, но не едят мясо и ненатуральные продукты. Надо беречь душу от излишней информации- считают они. Нет радио, ТВ, хотя сами они не прочь выступить по местному телевизионному каналу. Когда мои голландские друзья были в Петербурге, их изумили синие огоньки телеэкранов в окнах. «Почему вы смотрите , как мы живём, а не хотите жить сами?», - удивлялись они.

Я жид в доме у галеристки Вилли и её мужа Петера. Они – владельцы галереи, а также любят  заниматься коррекцией аур. Дома у них живёт волк, он помогает им прохождению в мир иной во время медитаций. Иногда, когда приезжали члены братства, происходили коллективные медитации. Очень мало слов, но общение происходит- созерцательное, медленное, при этом все сидят с ровными спинами, едят зелёные макароны,  чёрную соль,  чёрный рис, коричневый сахар. Люди из города готовы платить  большие деньги за то, чтобы масоны разрешили  причёсывать им их лошадей. Однажды я удивился, когда один из масонов запретил фотографировать его свинку. Он сказал, что озабочен судьбой свинки, а фотографирование может испортить её ауру. Одним из колоритных друзей Вили и Петера был духовный лидер Бобби, глава музея эзотерической литературы. У него 8 детей и 18 внуков.

            -И как искусство может противостоять излишнему информационному спаму?

            -Древние говорили: «Хочешь быть художником- вырви себе язык». Современное искусство воспринимается скорее ушами, нежели глазами (Ж.Норман). В восточный дзен-традиции существует ключевой коан. Мастер, проверяя духовный уровень ученика, показывает ему свою кисть руки с вопросом: «Что это?». Если ученик отвечал: «Рука», то оставался на второй срок. Но если он отвечал: «Пространство между пальцами», то сам становился мастером. Нирвана – это отсутствие информации, покой, противоположный суетности мира, сансаре (информации). Масоны считают, что нужно избегать суетной излишней информации. В древней музыке целью был не ритм, а пауза, пространство между звуками, чтобы контрастнее услышать вечность. Настоящее искусство  должно защищать человека от обилия информации. Что-то типа таблетки от информации, от психоза современного мира. Это пауза, как медитация, как всё созерцательное, это понятие, противоположное вербальному. Если информация захватит область визуального,  тогда не останется места поэзии, гармонии, красоте. Останется только информация и бездушные ботаники, которые смогут только классифицировать жизнь.

            -Наверное, от них ты пришёл к идее целостного человека, у которого одинаково развиты и левое и правое полушария мозга?

            - Да, я считаю, что нужно использовать весь спектр человеческого потенциала, не скатываться в решётку Мондриана или точку пуантилистов, в тупики рассудка или тупики чувственности. Левое полушарие отвечает за рассудок, правое полушарие- это интуиция. Когда однажды Лао Цзы взял своих учеников в 5 утра созерцать, как рассеивается туман в саду, один из учеников воскликнул: «Как красиво!»,  то есть произнёс оценку и всё испортил. Все оказались в другом полушарии мозга, в вербальном. В один миг визуальная гармония разрушилась. Поэтому мы имеем самую богатую коллекцию в мире – Эрмитаж, с множеством информирующих экскурсоводов, а у видеть гармонию не можем. Матисса нужно слушать. Тогда такие же коллекции, как у Щукина, начнут возникать в каждой квартире! А пока это лишь информация, не отличающаяся от всего информационного потока, наводнившего экран, от Петросяна до политики, - своеобразное стойло для левополушарных, зацикленность по кругу. Нужна гармония. Голландия показала мне мудрость проекции, доведённой за грань жизни.

            -«Грань»- это название твоей выставки и нового направления искусства, которое ты считаешь, что открыл.

            -Да, в Эрмитаже  в 1999 году на ассоциации «Диалог культур» мы зачитали  манифест нового направления в искусстве, которое я назвал «Грань»...  Грань- это явление, сопровождающее духовную эволюцию человечества. Направление «Грань»- «The Verge» бросает вызов примитивизму, перешедшему границы вкуса и творческой сосредоточенной сдержанности. Грань, предел, край- мы находимся на грани материального мира, на самом краю предметности, за которым открывается царство духа.

 Кстати, у меня был цикл работ «Архитектура духа». «У нового искусства много направлений, все они ведут неизвестно куда», - говорил Михаил Пиотровский.

«Чем ужаснее этот мир (возьмём хоть тот, что имеем сегодня), тем абстрактнее искусство»- это фраза  Пауля Клее. Необходимо спуститься к корням, понять всё до последней грани, предела. Сначала я изучал философию Востока, сакральные идеи Запада. Потом я пошёл к детям, стал преподавать искусство детям и изучать детское творчество, чтобы понять, из  какой границы, грани рождается искусство человека. Я преподавал в колледже дизайна, рисунки моих учеников получали международные призы. В 2000 году я даже получил Высшую категорию педагогического мастерства. Ребёнка легко научить любому из «измов», а чему его научишь в детстве, тем он и будет. Я понял, что задача педагога- научить выруливать из всех этих «измов», впитать их, изучить, но в результате обрести свой голос. Как у Гессе... Кстати, сейчас я и моя жена Ольга, бывшая моя ученица из колледжа, готовим проект «Игра в бисер (сквозь лабиринты измов)». Мы хотим  разгадать матрицу «измов», завести и вывести зрителей  из лабиринта всего того огромного клубка «измов», из которого состоит современное искусство.

            -Интересный проект! Вы берётесь найти общие корни всех «измов»! А самое интересное, вы пытаетесь учить современных детей искусству,  что кажется очень сложным, так как академическая школа обучения рисунку, живописи и композиции сегодня кажется слишком нафталиновой,  в результате может выпестоваться несчатный, никому неинтересный очередной «член Союза художников», а учить «измам»- это уже означает лишать ребёнка выбора, сразу направлять его в определённый «изм». Наверное, поэтому система художественного образования у нас в России сейчас  в тупике. Судя по всему вы большой поклонник Гессе, у него роман такой был об отличнике, ставшем жертвой системы образования...        

            -Мне Гессе очень близок, особенно его роман «Игра в бисер». Название и сюжет романа  точно отражает идею нашего проекта. У нас- связь с традициями «Алой розы», через Б.А.Смирнова-Русецкого с Амаравеллой и В.Кандинским, через Батурина с линией Малевича и Стерлигова, через Андре -Марка Щукина- с представителями интеллектуальной элиты, занимающимися «игрой в бисер»- изощрённым соотнесением структур, извлечённых из разных искусств и наук. Я чувствую свою схожесть с героями Гессе – я предлагаю игру в бисер со всем содержанием и ценностями мировой культуры, ежедневно открывающимися на жизненном пути. «Игра в бисер»- это формула творчества, его интеллектуальный смысл в дополнение к главному смыслу выражения любви. Искусство- это интеллектуальный досуг будущего. Наша задача- сохранить и углубить общий язык культуры,  отражающий универсальную природу искусства как нежное плетение узоров, шитьё бисером. Кстати моя фамилия Смоловик встречается у Гессе в книге «Паломничество в страну Востока». Мы предлагаем, проходя сквозь цвета других культур, обогатиться, но не окраситься.

            -И как будет выглядеть этот проект?

            -Мы написали около 300 работ на дощечках, используя традиционные русские материалы иконописи- дерево, левкас. Для проекта был выбран жанр «пленэр» и его обогащение и изменение через другие культуры (французскую, итальянскую, нидерландскую), их стили и колорит. Пейзажи на каждой дощечке сделаны в разных стилях. Задача проекта, построенного по принципу фуги, проследить, отобразится ли знакомство с мировыми стилям направлениями на живом опыте творчества конкретного художника, если он пройдёт через них не маргинальным (окольным) путём, а насквозь, изучая пласты мировой культуры. Зрителю предлагается увидеть, как автор найдёт выход из лабиринта «измов». Сможет ли он выбраться из «измов» 20 века, не потеряет ли стержень своей национальной культуры? Сможет ли он сбросить шелуху «измов» и выйти в обновлённую реальность, в мир в своей первозданности? Мы воздействуем на них, они на нас. 5 лет мы  изучали языки разных культур, классифицировали и систематизировали их. Геометрия и свобода- решётка и пейзаж находятся на разных полюсах. «Измы» полезны, но они- ловушка. Мы попытаемся провести зрителя по всем кругам. Наша  задача- чтобы он не столько  полюбил художника, сколько  полюбил мир, небо.

            Маршрут лабиринта начнётся  с лубка. С него начинал «Бубновый Валет». Митьки начинали с чувства. Главное, избежать круга сансары- змеи, кусающей свой хвост, придти к «таковости».. Если идти правильно, то всё впитываешь. 20 век разработал всё- надо этот опыт впитать, систематизировать. 20 век разработал такую питательную ниву! Мы предлагаем упражнение для чувства стиля, но надо выйти из стилей, чтобы увидеть первотип.

            Есть люди рассудочные, они знают всё о современном искусстве, но не знает, что им нравится. Это путь энциклопедиста, ботаника, классифицирующего жизнь. Но выхолащивание чувства ведёт к доминированию дизайна и декора. И вот истина распалась на множество мнений, секторов, сект. А половина правды- это неправда. Мы предлагаем целостный системный подход. Взять на вооружение все тупиковые ветки «измов», провести зрителя по «Лабиринту измов» (ловушек 20 века) – и это даст современному человеку  иммунитет. Пройдя эти круги, человек возвращается в реальность, но всё становится другим, как в романе Гессе «Игра в бисер». Адепт, пройдя школу обучения, возвращается к обычной жизни: «есть хлеб, дышать воздухом- но всё уже иначе наполнено».

            Малевич и другие представители русского авангарда довели градации искажений, формальных поисков до супрематизма, закрутов по кругам матрицы (поиска формообразования). Большинство художников вращаются в ней и по сей день.

Но если современный художник захочет пойти окольным путём, периферийным- он останется маргиналом. Например, решётки, по Розалинде Краус,- это ловушки, в которые попал Мондриан и многие другие. Хотя сам Малевич, выбравшись из них,  в конце творческого пути обратился к пейзажу.

            -Своим проектом вы пытаетесь по-новому осветить само понятие «современного искусства».

            -Сегодня- модное- завтра- старомодное. Иван Чёчот как-то рассказал о выставке в Берлине, на которой один современный художник изобразил время в образе Богини Кали, пожирающей старомодное платье, сделанное из тараканов, которое портилось и плохо пахло. Настоящее искусство и  стиль- вне времени. Когда вопрос популярности, раскрутки, брендов выше качества самой вещи, мы будем иметь дело только с ярлыками – как в анекдоте о барабане Страдивари, отражающем ситуацию в современном искусстве. («Это он для лохов скрипки делал, а для своих пацанов барабаны»). В Москве уже прошла выставка под девизом «Современные коллекционеры, кто они- собиратели мусора или меценаты?». В наше новейшее время не следует забывать феномен Моцарта и Сальери. Сальери раскручен, популярен и богат, зато у Моцарта проекция в вечность. Как любил повторять один из моих учителей Б.Смирнов-Русецкий «Золото на дне лежит, на поверхности плавают щепки»..

            -Алексей, если честно, тебе нравится современное искусство Петербурга?

            -Петербург- это серьёзный и мистический город, но его искусство сегодня- это болото. Вот даже если взять современный городской пейзаж. Андре-Марк Щукин воскликнул, посмотрев множество современных картин: «Ну почему никто кроме

Петрова –Водкина  не смог передать дух пейзажа Петербурга!?». Он не отражён и по сей день. А от художников многое зависит. Нельзя скатываться в кич, в комикс и лубок. Искусство  должно быть восходящей ветвью, не нужно выдавать сарай за дворец. Избушку может сделать любой,  а такие художники как Росси создали нашу классику.

            -А где ты собираешься возвести свой лабиринт?

            -Выставка  «Игра в бисер» пройдёт в Музее нонконформистского искусства в арт-центре «Пушкинская-10»  с15 ноября по 7 декабря.

 

 

 

Hosted by uCoz