СЕРГЕЙ СНЕЖКИН

 

С кинорежиссёром Сергеем Снежкиным удалось встретиться во время перерыва между просмотрами фильмов на 6 фестивале фильмов студентов киношкол мира «Начало». Сергей Снежкин, как председатель жюри, честно отсматривал все-все фильмы. 

 

-Сергей Олегович! Каковы ваши впечатления от проходящего фестиваля?

-Завтра в 6 часов мы их выскажем.

-Ну, это акценты будут проставлены на лучших работах. Но вы ведь не первый раз работаете на фестивале?

-В четвёртый.

-И у вас должны же быть свои ощущения- в  какую сторону движется кинематографическое студенчество?

-На то он и студенческий фестиваль, что на 90 процентов полного мусора мыслительного и идеологического вычленяется 10 процентов перспективы. Никто не ждёт от студентов  окончательно установившейся профессиональности. На то  и процесс обучения существует.

- Я посмотрела несколько фильмов молодых авторов из разных стран. Почему то  все они сделаны в похожей стилистике. Гнетущая музыка, многозначительные пугающие планы бытовых предметов. Тарковщина какая-то. При это не очень оправданная. Мрачно. А ведь фильмы снимают юные студенты!

-Снимают дети. Они чувствуют, что больно. Но средства для излечения они не понимают. Они не понимают, почему болит, зачем болит. Поэтому они просто иллюстрируют ощущение боли, но при этом никаких мыслительных процессов зачастую не происходит.

 -Ваш фильм студенческий был тоже мрачным,  тоже о боли?

-Нет, это была история о мальчике, заболевшем скарлатиной.

-Ну вот всё же о болезни! Но вы её сделали весёлой?

-Да, вполне весёлая история.

-Вы ворвались в кинематограф с яркими фильмами по ярким книгам времён перестройки- «ЧП районного масштаба», «Невозвращенец». Но в  80-е  всё же ещё сильна была партия, коммунистическая идеология, всякие цензуры. Сильны ли были  судороги сопротивления? Было ли сложно делать вам эти фильмы? Всё же выпустить новую революционнуб книгу легче, чем сделать кино, на  которое надо доставать деньги- и к тому же из старых структур…

-Сложно делать кино  в любые времена. Профессия режиссёра вообще ужасно сложная. Надо рано вставать по утрам, поздно ложиться спать, со всеми ссориться. Кино это вообще не санаторий, а труд чудовищный. Поэтому эти дети, на мой взгляд, они должны быть готовы к тому, что жизнь не будет сладкая, как помадка. На самом деле их ждёт каторга. Кино- это очень сложный процесс. И от  времени ничего не зависит. Если тогда у нас были судороги с советской властью, то сейчас судороги с этим оскотинением, которое называется строительством светлого капиталистического будущего. Так что какая разница!

- В вашей биографии был один странный фильм- «Петроградские гавроши». В этом фильме снималось пол города. С кем ни начнёшь говорить, все вспоминают: «О, а я в массовке участвовал!», или: «О, а я видел, как дети голодранцы по нашему учреждению бегали!». Но при этом сам фильм никто не видел. Какова его судьба?

-Я не знаю, не помню. Он вроде бы шёл третьим экраном в прокате

-Многие вспоминают режиссёра Снежкина, который как Наполеон руководил  грандиозными массовками на Дворцовой площади. При этом говорят, вы сильно ругались… Что вы испытываете, когда  руководите массовками? Нравится ли вам это, или вам ближе тихий кадр в маленькой каморке? Может, массовки противоречат вашей глубинной сущности?

-А как это может противоречить моей глубиной сущности, когда это  такой же  съёмочный этап, как когда ты работаешь с двумя актёрами. Естественно, есть разница, но это входит в ужасы профессии. Мне надо внятно объяснить всем в массовке, независимо от того, сколько людей в ней участвует,  кто где должен ходить, куда бежать. Всё это намного сложнее- потому что народ непрофессиональный приходит в массовку, приходит зарабатывать деньги.

-Но всё же вам какие фильмы больше нравится снимать- где два человека или 10 тысяч?

-Мне нравится снимать фильмы в хорошей компании по хорошим сценариям.

- Вот по поводу хорошего сценария. Из всех ваших фильмов мне больше всего нравится  «Цветы календулы». Как  и от кого родился  сценарий?

-Я сам написал этот сценарий.

-Но в титрах написано, что сценарист- Коновальчук.

-Я фамилии сценаристов ставлю, чтобы они смогли деньги получить.

-Это был ваш первый сценарий?

-Я ко всем своим фильмам сам пишу сценарии.

 -В фильме «Цветы календулы» в старинном дачном доме показан разлагающийся мир советской богемы. Богема какая-то вторичная по отношению к искусству, и она теряет свои льготы, свою значимость.

-Я придумал вишнёвый сад в перестроечный период. Я заказал сценарий сценаристу Коновальчуку, который ничего не сделал- он написал 6 страниц. И мне самому пришлось писать сценарий.

-Фильм сделан в каком-то очень точном коллажевом стиле- артистическая одежда ветшающей советской богемы из лоскутов, дом ветшающий, который тоже не сами герои делали, а получили в наследство. Блестящая метафора советского искусства той поры…

-Над фильмом  работали Каплан и Коненкова. Обе художницы получили по «Нике» за этот  фильм.

-И вы тоже «Нику» получили за эти «Цветы»?

-Я ничего не получил.

-Нет ли у вас желания сделать новый актуальный фильм- «Вишнёвый сад» из огрызков огрызков- о совсем дряхлой и истерзанной постсоветской богеме, оставшейся со своими идеалами в искусстве 50-х,  попираемой пятой лоснящегося капитализма в новые времена…

-Нет такого желания.

- В одном из интервью вы сказали, что считаете своим лучшим  фильмом фильм «Брежнев»?

- Я так сказал? Чёрт его знает! Наверное, я тогда так сказал, потому что работал над этим фильмом. Всегда, когда работаешь над каким-то фильмом, то считаешь его самым лучшим и удачным.

-Изменилось ли у вас отношение к Брежневу после того, как вы сделали фильм?

-Да, отношение к персонажу изменилось. Я очень люблю Леонида Ильича в исполнении Сергея Каюмыча-  Шакурова  я имею в виду.

-Фильм получился подробным, добротным, вызвал большой интерес у зрителей. Может надо продолжить кинематографически осваивать образы наших правителей? Сделать сериал про Горбачёва,  Ельцина  и  так далее?

-Ельцин- алкаш, вор и придурок. Брежнев, так, к сведению, на всякий случай – 4 войны пережил. Начиная с первой мировой, гражданской и так далее. Он воевал, имел боевое ранение, чуть не погиб. Он был поразительно сбалансирован, хитёр и  имел классическое образование.

-А над каким фильмом вы сейчас работаете?

-15 числа я в  запуске  фильма по книге Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Это монолог маленького 7 летнего мальчика. В нём будут играть практически только три актёра- дедушка, бабушка и мальчик.

-Уникальный фильм! Где вы продюсера нашли в наши времена на такой фильм?

-Меня пригласили снимать  этот фильм московские продюсеры. Я там нанятый режиссёр.

-Всегда ли ваша творческая  воля совпадает с желаниями продюсеров?

-На самом деле мне везло в жизни. У меня не было отрицательного опыта. То есть он был, но мне удавалось расстаться на подготовительном этапе с теми людьми, которые вели себя по отношению к картине или ко мне не так, как подобает. Не столько ко мне, сколько к картине. А с теми людьми¸ с которыми я  работаю на протяжении многих лет- с продюсером Мелькуповым, Сережой Амвросевым- у меня наилучшие отношения и воспоминания.  На самом деле в этом плане я везунчик.

-Как вы относитесь к нашему петербургскому кинематографу 2007 года?

- Я ничего не могу про него сказать. В 2007 году я ничего не видел.

-Но были какие-то сильные впечатления от кино за последние несколько лет?

-Да. Павел Пархоменко, дебютант, сделал картину «Танцуют все». Это самое сильное кинематографическое впечатление.

-Мы в журнале собираем истории, приключившиеся на Невском проспекте.

-По Невскому я прохожу. Все мои приключения происходят в одном месте- на киностудии Ленфильм.

-Вид у «Ленфильма» такой, что в его руинах легко наткнуться на приключение…

-На «Ленфильм» недавно пришёл новый директор, у него много планов,  мы на него надеемся. Я верю, что на «Ленфильме» наступит ренессанс.

 

 

                                                                                                                                       

Hosted by uCoz