АНДРЕЙ СОКОЛОВ

МЕСТО, ГДЕ ШЬЁТСЯ ДУША

            Существует не так уж много предметов обихода, с которыми человек имеет дело практически  каждый день. Среди них – стул, на котором сидят, стол, за которым едят, и то, на чём спят. На последнем люди обычно зарождаются, иногда умирают и иногда появляются на свет.  В спектакле «Койка», поставленного актёром Андреем Соколовым по пьесе Андрея Яхонтова этот предмет занимает центральное место. Он имеет форму огромного круга. На нём и вокруг него всё  крутится.

            Когда говоришь «Андрей Соколов»- все тут же вспоминают идеальную славянскую красоту этого актёра и  «Маленькую Веру», в которой  была разыграна одна из первых эротических сцен перестроечного кино. Что поделаешь! Для многих из тех, кому сейчас за 30- это  первое откровение о том, что в 80-е люди любили друг друга не только при помощи пожимания рук и вздохов «Ах, Веронька!», откровение о том, что у них было и остальное тело. Если бы Андрей жил во времена передвижников и Ильи Репина, он, пожалуй, стал бы главной моделью для художников-славянофилов, пытающихся запечатлеть наитипичнейшие черты русского человека в их наипрекраснейшем выражении, но с прослеживанием византийской преемственности, ведущей в античность.  Андрею Соколову бы русских князей играть, Иван-Царевича на сером волке, какого-нибудь Антиноя, Рафаэля, Николая Ставрогина... Но Ален Делон не пьёт одеколон. Отечественный постперестроечный кинематограф нуждался в красивом, иногда запутавшемся в жизни персонаже, не слишком обременённом национальными корнями и культурой. Это был американизировавшийся на глазах персонаж, становящийся всё более динамичным, вовлечённым в мужские стреляльно-убивальные детективные игрища, всё менее романтично задумчивый. Около 40 ролей в кинематографе, с десяток- в театре. Узнаваемый, иногда  встречающийся  в жизни как намёк на несостоявшийся праздник  образ нашего современника- фантастически красивого мужчины переходной эпохи со скрытым внутренним то ли надломом, то ли  недоделанностью, а проще- нереализованностью.

            Тем не менее-блестяще сыгранный  Александр Македонский  в спектакле «Таис Сияющая» в Театре Луны, Андрей Арсеньев в «Палаче», главная роль в спектакле «За закрытой дверью» по пьесе Жана-Поля Сартра. Роли российских мачо в «Близнецах», «Адвокатах» и   «Красной площади».

            «Однажды я понял, что мнение актера не всегда совпадает с режиссерским, но актер обязан следовать указаниям режиссера. А мне нравится самому собирать картинку». Так Андрей Соколов  окончил высшие режиссерские курсы у Владимира Меньшова. Однажды ему принесли как продюсеру пьесу Андрея Яхонтова, через 2 недели начались репетиции. Премьера «Койки» состоялась в 1999 году, с тех пор спектакль имеет непременный зрительский успех. 5 актёров играют около 20 ролей, вокруг центра человеческого мироздания- койки- герой -Он- рождается, познаёт жизнь, становится отцом, теряет родителей, умирает... Вспоминается почему-то любовное описание Гомером супружеского ложа  Одиссея и Пенелопы. Но, в отличие от Одиссея, далеко уплывавшего от своей койки, герой спектакля вовлечён в гордиев узел отношений с отцом, матерью, женщинами, сыном на фоне своего ложа. На первый план  Соколов- режиссёр  выносит трагическую повторяемость отношений отцов-детей, когда опыт родителей ничему детей научить не может.  

 

-Андрей, а это правда, что вы заканчивали академию белой магии?

-Нет. Это слухи.

-А то, что вы свою первую роль сыграли в 12 лет?

-Нет. Это тоже не правда. Я сыграл свою первую роль будучи студентом 1 курса Щукинского училища. Фильм назывался «Она с метлой, он в чёрной шляпе». Я играл студента медицинского института.

-А потом вы сыграли ещё около 40 ролей. Какая из них была наиболее «ваша»?

-Любая роль должна быть твоей. Это условие профессии- принять и сделать наилучшим образом то, что дают. В театре, безусловно, любимые роли- это Македонский и мужчина в «Койке». В кино- в фильме «Близнецы» и в «Охоте на асфальте».

-Вы заядлый охотник и охотитесь не только в кино на асфальте, но и в жизни в лесу на зверушек...

-Я увлекаюсь охотой уже 20 лет.

-И кого вы любите подстреливать?

-Я охочусь на всех разрешённых животных- на лося, кабана, зайцев. В зависимости от сезона.

-И скольких животных вы убили?

-Многих. Лося, несколько кабанов... Не знаю, не считал. Главное это не результат, а сам процесс. Этой зимой я 1 раз ходил на охоту. В прошлом году- 5 раз.

-А дома вы животных держите?

-Нет.

-Даже рыбок?

-Нет. Животное должно жить на воле. Я так считаю.

-Театр, в котором вы дебютировали как режиссёр, называется «Монолог. 21 век». Почему не «диалог»?  Или это позиция такая- в 21 веке забыть о возможности диалога и перейти только на одинокое самовыражение?

-Во первых, театр уже называется по другому- «Ателье». А «Монолог» был по простой причине- тогда  трудно было зарегистрировать название, название «Монолог» оказалось никем незанятым. «Ателье» - хорошее название. Театр- это место, где шьётся душа, мысли. Ателье- это то, из чего состоит театр.

 -И почему ваш выбор как режиссёра пал на пьесу Яхонтова «Койка»?

- Андрей Яхонтов- интереснейший драматург. Он автор 15 романов, я всегда  с нетерпением жду выхода его новых книг. Я вам очень рекомендую познакомиться с его творчеством. Более того, все, кто меня послушался и прочитал Яхонтова- все остаются очень довольны и благодарят меня за то, что я открыл им новое имя в литературе. Я бы всем порекомендовал, чтобы книги Яхонтова стали их настольными книгами. «Учебник жизни для дураков», сборник эссе «Коллекционер жизни»...

-Койка- это место, где шьётся душа, на ваш взгляд?

-Этот спектакль совсем не о том. Он о том, о чём болит душа современного человека. Он посвящается всем матерям прежде всего.

-У вас нежные отношения с вашими родителями? Они тоже из мира искусства?

-Нет, они простые инженеры, далёкие от театра.

-Они следят за вашими успехами?

-А что, бывает иначе?

-Ну, по разному бывает- от превращения дома в музей имени своего талантливого отпрыска, с полным собранием афиш и рецензий, до спокойной отстранённости...

 -Я этого не понимаю. Есть родители, которые своих детей в детский дом сдают...

-Вы, наверное, Новый год предпочитаете встречать в кругу семьи?

-Я не хочу на этот вопрос отвечать. Каждый раз по- разному. Давайте лучше к «Койке» вернёмся. Этот спектакль, между прочим, получил первую премию на российском фестивале искусств в 2000 году. Мы привозили «Койку» в Петербург 5 раз, и всегда были аншлаги.

-Даже несмотря на смену коллектива актёров?

-Да, получилось так, что актёры, которые играли этот спектакль- нарасхват. Сергей Безруков был похищен из коллектива съёмками фильма «Бригада», и ныне он опять на съёмках. В этот приезд в Петербург играть спектакль будут  Анна Терехова, Яна Аршавская, Татьяна Солнцева, Сергей Варчук и я.

-Круглая форма койки в вашем спектакле навевает мысли о том, что всё суета сует, всё идёт по кругу, из которого не выбраться...

-Мы стараемся только задать ситуацию, но не даём прямого ответа. Главная наша задача- это повернуть хрусталик зрения...

-Ваши лучшие роли в театре - это  Александр Македонский и Мужчина в «Койке». Есть ли что-либо общее между этими предельно различными персонажами, на ваш взгляд?

-Наверное, единое мужское начало. Какое оно? Есть теоремы, и есть аксиомы. Свет состоит из множества спектров, трудно говорить о том, что является предельно ясным. Если вспомнить грузинский анекдот о кошельке, который отличает мужчину от самца- то  служенье муз не терпит суеты. А наличие кошелька предполагает много суеты...

-Вообще коммерция и творчество- вещи несовместные или же одно стимулирует другое?

-Коммерция и творчество- это две стороны одной медали на сегодня. Да, хотелось бы заниматься чистым творчеством, ни о чём не озадачиваясь. Конечно, нужен продюсер, режиссёр, которые стали бы для актёра и мамой и папой. Деньги должен считать продюсер, это занятие мешает актёру. Я как продюсер и режиссёр стараюсь с пониманием относится к соотношению творчества и коммерции, стремлюсь, чтобы сложности пошли на благо, чтобы возник разумный компромисс.

-А в какой роли вы чувствуете себя более адекватно- в роли режиссёра или актёра?

-Я сейчас работаю как режиссёр над 4 картиной. И снимать и сниматься – это сложно. Быть режиссёром- всё же  сложнее, актёр- более беззаботная, и тем самым- более приятная  профессия. 

-Как режиссёр вы предпочитаете работать только со своими актёрами?

-:Есть такое понятие- своя команда. Конечно, со своими знакомыми актёрами, которых я давно знаю, проще разговаривать, общаться. Но, к сожалению, не всегда твои друзья подходят на данную конкретную роль. Существует кастинг. Если знаю подходящего актёра на роль из среды своих друзей- то всегда позову.

-А в качестве актёра-  с какими режиссёрами вам работать было наиболее интересно?

-Каждый режиссёр интересен по воему. С Владимиром Мотылём, с Басовым, с Виктором Сергеевым было интересно.

-Есть ли роли, которые вам хотелось бы сыграть?

-Мне не присуще чувство неудовлетворённости, или желание непременно сыграть Гамлета или Рембо, скажем. Что сыграно- то сыграно. Актёрская профессия в том и состоит, чтобы суметь сыграть любую роль, в любой роли выложиться по полной программе, и это  здорово.

 -А телевидение, вам предлагали стать ведущим какой-либо передачи?

-Уже сделано 4 программы записей у Домагарова. Вскоре эти передачи выйдут на экран. В ближайшее будущее будут анонсы по телевидению.

-А какое название программы?

-«Только для мужчин».

-Говорят, что из-за бесчинства поклонниц вам пришлось закрыть даже свой сайт в Интернете.

-Нет, причина была другая. Сайт- это модератор, который не может быть бесхозным.

А я из-за хронической занятости не имею возможности им заниматься.

-Всё время съедает актёрская и режиссёрская деятельность?

-Ещё и продюсерская.

-А как режиссёр вы собираетесь ещё что-нибудь делать?

-Не хочется бежать впереди паровоза, но... Пока это тайна, но признаюсь вам, что, скорее всего, это опять будет спектакль по пьесе Яхонтова. В кино- работа из цикла «Адвокат».

-Сыграв роль адвоката, вы сами решили создать своё адвокатское бюро. Адвокатская деятельность в реальности оказалась намного труднее, чем в фильме?

-Кино- это великая иллюзия. В кино всё происходит так, как хочется. В жизни всё намного более прозаично и более жёстко. Бюро работает- но моя роль там достаточно отстранённая- посаженного генерала.  Особое внимание мы уделяем актёрам, их правовой защите.

-Представители этой профессии более уязвимы?

-По большому счёту- да. В саму профессию актёра заложено наличие оголённого нерва, доверчивость. Альтруистов мало. Поэтому к актёрам, обращающимся за поддержкой в наше бюро, у нас отношение другое.

-Есть ли у вас свой кумир среди актёров?

- Мой любимый актёр – это Олег Даль. Вообще, любой публичный человек достоин уважения, его публичность- это результат большой работы, известность на пустом месте возникнуть не может. Любой актёр, ставший популярным, мне интересен, я не хотел бы кого-то выделять особо.

-Вы заядлый автомобилист? Машина – мужчина, для  многих это часто становится синонимами.

-Я был заядлым автомобилистом, когда у меня появилась моя первая машина- жёлтые Жигули, 11 модель. Но теперь автомобиль для меня- просто средство передвижения.

-А как насчёт того, чтобы погурманствовать?

-Я не из этих.

-Вообще готовить не умеете?

-С голоду не помру.

-Но всё же- что вы сами больше всего любите?

-Больше всего я люблю жизнь во всех её проявлениях.

-Вы потомственный москвич?

-До третьего поколения – да. Люблю старую Москву, Замоскворечье...

-Обычно тем, кто любят Москву,  Петербург не нравится. Это как вечный спор кошатников и собачников...

-Мне много приходилось сниматься в кино и приезжать на гастроли в ваш город, я его люблю и хорошо знаю. Как ни  странно, мне больше всего у вас нравятся каналы, особенно Обводный. Канонерский остров обожаю. Там тихо так, спокойно...

-Вы пишете стихи и даже издали книгу своих стихов. Кто ваш любимый поэт?

-Мне очень нравится по духу  Сергей Есенин. 10 лет назад я играл Есенина в Большом театре.. 3 октября, в день памяти поэта, бывший танцовщик Большого театра Борис Акимов  делает музыкально-танцевальную композицию  в Консерватории. Я буду читать   стихи  Есенина. Есенинская нота для меня- это как камертон, как невозможность обмана. Он писал душой  и болью, и не справился со своими собственными стихами, не смог обуздать то, что в нём было. А стихи для меня- это интимная часть моей души. Я пишу как дилетант, это мои домашние радости. Так что к своим стихам я отношусь достаточно иронично.

- В вашей биографии был такой факт- вы написали совместно с писательницей Домениковой книгу...

-Теперь я собираюсь поставить фильм по этой книге.

-Вы чувствуете себя режиссёром своей жизни?

-Мы можем заблуждаться на этот счёт, но есть судьба. Мы можем ей только подыгрывать. 

 

 

Hosted by uCoz