АНДРЕЙ
СОКОЛОВ
МЕСТО, ГДЕ ШЬЁТСЯ ДУША
Существует
не так уж много предметов обихода, с которыми человек имеет дело
практически каждый день. Среди них –
стул, на котором сидят, стол, за которым едят, и то, на чём спят. На последнем
люди обычно зарождаются, иногда умирают и иногда появляются на свет. В спектакле «Койка», поставленного актёром
Андреем Соколовым по пьесе Андрея Яхонтова этот предмет занимает центральное
место. Он имеет форму огромного круга. На нём и вокруг него всё крутится.
Когда
говоришь «Андрей Соколов»- все тут же вспоминают идеальную славянскую красоту
этого актёра и «Маленькую Веру», в
которой была разыграна одна из первых
эротических сцен перестроечного кино. Что поделаешь! Для многих из тех, кому
сейчас за 30- это первое откровение о
том, что в 80-е люди любили друг друга не только при помощи пожимания рук и
вздохов «Ах, Веронька!», откровение о том, что у них было и остальное тело.
Если бы Андрей жил во времена передвижников и Ильи Репина, он, пожалуй, стал бы
главной моделью для художников-славянофилов, пытающихся запечатлеть
наитипичнейшие черты русского человека в их наипрекраснейшем выражении, но с
прослеживанием византийской преемственности, ведущей в античность. Андрею Соколову бы русских князей играть, Иван-Царевича на сером волке, какого-нибудь Антиноя,
Рафаэля, Николая Ставрогина... Но Ален Делон не пьёт одеколон. Отечественный
постперестроечный кинематограф нуждался в красивом, иногда запутавшемся в жизни
персонаже, не слишком обременённом национальными корнями и культурой. Это был
американизировавшийся на глазах персонаж, становящийся всё более динамичным,
вовлечённым в мужские стреляльно-убивальные детективные игрища, всё менее
романтично задумчивый. Около 40 ролей в кинематографе, с десяток- в театре. Узнаваемый, иногда встречающийся
в жизни как намёк на несостоявшийся праздник образ нашего современника-
фантастически красивого мужчины переходной эпохи со скрытым внутренним то ли
надломом, то ли недоделанностью, а
проще- нереализованностью.
Тем не
менее-блестяще сыгранный Александр
Македонский в спектакле «Таис Сияющая» в
Театре Луны, Андрей Арсеньев в «Палаче», главная роль в спектакле «За закрытой
дверью» по пьесе Жана-Поля Сартра. Роли российских мачо в
«Близнецах», «Адвокатах» и
«Красной площади».
«Однажды
я понял, что мнение актера не всегда совпадает с режиссерским, но актер обязан следовать указаниям режиссера.
А мне нравится самому собирать картинку». Так Андрей Соколов окончил высшие режиссерские курсы у Владимира
Меньшова. Однажды ему принесли как продюсеру пьесу Андрея Яхонтова, через 2
недели начались репетиции. Премьера «Койки» состоялась в 1999 году, с тех пор
спектакль имеет непременный зрительский успех. 5 актёров играют около 20 ролей,
вокруг центра человеческого мироздания- койки- герой
-Он- рождается, познаёт жизнь, становится отцом, теряет родителей, умирает...
Вспоминается почему-то любовное описание Гомером супружеского ложа Одиссея и Пенелопы. Но, в отличие от Одиссея,
далеко уплывавшего от своей койки, герой спектакля вовлечён в гордиев узел
отношений с отцом, матерью, женщинами, сыном на фоне своего ложа. На первый
план Соколов- режиссёр выносит трагическую повторяемость отношений
отцов-детей, когда опыт родителей ничему детей научить не может.
-Андрей, а это правда, что вы заканчивали академию белой магии?
-Нет. Это слухи.
-А то, что вы свою первую роль сыграли в 12 лет?
-Нет. Это тоже не правда. Я сыграл свою первую роль будучи студентом 1 курса Щукинского училища. Фильм назывался «Она с метлой, он в чёрной шляпе». Я играл студента медицинского института.
-А потом вы сыграли ещё около 40 ролей. Какая из них была наиболее «ваша»?
-Любая роль должна быть твоей. Это условие профессии- принять и сделать наилучшим образом то, что дают. В театре, безусловно, любимые роли- это Македонский и мужчина в «Койке». В кино- в фильме «Близнецы» и в «Охоте на асфальте».
-Вы заядлый охотник и охотитесь не только в кино на асфальте, но и в жизни в лесу на зверушек...
-Я увлекаюсь охотой уже 20 лет.
-И кого вы любите подстреливать?
-Я охочусь на всех разрешённых животных- на лося, кабана, зайцев. В зависимости от сезона.
-И скольких животных вы убили?
-Многих. Лося, несколько кабанов... Не знаю, не считал. Главное это не результат, а сам процесс. Этой зимой я 1 раз ходил на охоту. В прошлом году- 5 раз.
-А дома вы животных держите?
-Нет.
-Даже рыбок?
-Нет. Животное должно жить на воле. Я так считаю.
-Театр, в котором вы дебютировали как режиссёр, называется «Монолог. 21 век». Почему не «диалог»? Или это позиция такая- в 21 веке забыть о возможности диалога и перейти только на одинокое самовыражение?
-Во первых, театр уже называется по другому- «Ателье». А «Монолог» был по простой причине- тогда трудно было зарегистрировать название, название «Монолог» оказалось никем незанятым. «Ателье» - хорошее название. Театр- это место, где шьётся душа, мысли. Ателье- это то, из чего состоит театр.
-И почему ваш выбор как режиссёра пал на пьесу Яхонтова «Койка»?
- Андрей Яхонтов- интереснейший драматург. Он автор 15 романов, я всегда с нетерпением жду выхода его новых книг. Я вам очень рекомендую познакомиться с его творчеством. Более того, все, кто меня послушался и прочитал Яхонтова- все остаются очень довольны и благодарят меня за то, что я открыл им новое имя в литературе. Я бы всем порекомендовал, чтобы книги Яхонтова стали их настольными книгами. «Учебник жизни для дураков», сборник эссе «Коллекционер жизни»...
-Койка- это место, где шьётся душа, на ваш взгляд?
-Этот спектакль совсем не о том. Он о том, о чём болит душа современного человека. Он посвящается всем матерям прежде всего.
-У вас нежные отношения с вашими родителями? Они тоже из мира искусства?
-Нет, они простые инженеры, далёкие от театра.
-Они следят за вашими успехами?
-А что, бывает иначе?
-Ну, по разному бывает- от превращения дома в музей имени своего талантливого отпрыска, с полным собранием афиш и рецензий, до спокойной отстранённости...
-Я этого не понимаю. Есть родители, которые своих детей в детский дом сдают...
-Вы, наверное, Новый год предпочитаете встречать в кругу семьи?
-Я не хочу на этот вопрос отвечать. Каждый раз по- разному. Давайте лучше к «Койке» вернёмся. Этот спектакль, между прочим, получил первую премию на российском фестивале искусств в 2000 году. Мы привозили «Койку» в Петербург 5 раз, и всегда были аншлаги.
-Даже несмотря на смену коллектива актёров?
-Да, получилось так, что актёры, которые играли этот спектакль- нарасхват. Сергей Безруков был похищен из коллектива съёмками фильма «Бригада», и ныне он опять на съёмках. В этот приезд в Петербург играть спектакль будут Анна Терехова, Яна Аршавская, Татьяна Солнцева, Сергей Варчук и я.
-Круглая форма койки в вашем спектакле навевает мысли о том, что всё суета сует, всё идёт по кругу, из которого не выбраться...
-Мы стараемся только задать ситуацию, но не даём прямого ответа. Главная наша задача- это повернуть хрусталик зрения...
-Ваши лучшие роли в театре - это Александр Македонский и Мужчина в «Койке». Есть ли что-либо общее между этими предельно различными персонажами, на ваш взгляд?
-Наверное, единое мужское начало. Какое оно? Есть теоремы, и есть аксиомы. Свет состоит из множества спектров, трудно говорить о том, что является предельно ясным. Если вспомнить грузинский анекдот о кошельке, который отличает мужчину от самца- то служенье муз не терпит суеты. А наличие кошелька предполагает много суеты...
-Вообще коммерция и творчество- вещи несовместные или же одно стимулирует другое?
-Коммерция и творчество- это две стороны одной медали на сегодня. Да, хотелось бы заниматься чистым творчеством, ни о чём не озадачиваясь. Конечно, нужен продюсер, режиссёр, которые стали бы для актёра и мамой и папой. Деньги должен считать продюсер, это занятие мешает актёру. Я как продюсер и режиссёр стараюсь с пониманием относится к соотношению творчества и коммерции, стремлюсь, чтобы сложности пошли на благо, чтобы возник разумный компромисс.
-А в какой роли вы чувствуете себя более адекватно- в роли режиссёра или актёра?
-Я сейчас работаю как режиссёр над 4 картиной. И снимать и сниматься – это сложно. Быть режиссёром- всё же сложнее, актёр- более беззаботная, и тем самым- более приятная профессия.
-Как режиссёр вы предпочитаете работать только со своими актёрами?
-:Есть такое понятие- своя команда. Конечно, со своими знакомыми актёрами, которых я давно знаю, проще разговаривать, общаться. Но, к сожалению, не всегда твои друзья подходят на данную конкретную роль. Существует кастинг. Если знаю подходящего актёра на роль из среды своих друзей- то всегда позову.
-А в качестве актёра- с какими режиссёрами вам работать было наиболее интересно?
-Каждый режиссёр интересен по -своему. С Владимиром Мотылём, с Басовым, с Виктором Сергеевым было интересно.
-Есть ли роли, которые вам хотелось бы сыграть?
-Мне не присуще чувство неудовлетворённости, или желание непременно сыграть Гамлета или Рембо, скажем. Что сыграно- то сыграно. Актёрская профессия в том и состоит, чтобы суметь сыграть любую роль, в любой роли выложиться по полной программе, и это здорово.
-А телевидение, вам предлагали стать ведущим какой-либо передачи?
-Уже сделано 4 программы записей у Домагарова. Вскоре эти передачи выйдут на экран. В ближайшее будущее будут анонсы по телевидению.
-А какое название программы?
-«Только для мужчин».
-Говорят, что из-за бесчинства поклонниц вам пришлось закрыть даже свой сайт в Интернете.
-Нет, причина была другая. Сайт- это модератор, который не может быть бесхозным.
А я из-за хронической занятости не имею возможности им заниматься.
-Всё время съедает актёрская и режиссёрская деятельность?
-Ещё и продюсерская.
-А как режиссёр вы собираетесь ещё что-нибудь делать?
-Не хочется бежать впереди паровоза, но... Пока это тайна, но признаюсь вам, что, скорее всего, это опять будет спектакль по пьесе Яхонтова. В кино- работа из цикла «Адвокат».
-Сыграв роль адвоката, вы сами решили создать своё адвокатское бюро. Адвокатская деятельность в реальности оказалась намного труднее, чем в фильме?
-Кино- это великая иллюзия. В кино всё происходит так, как хочется. В жизни всё намного более прозаично и более жёстко. Бюро работает- но моя роль там достаточно отстранённая- посаженного генерала. Особое внимание мы уделяем актёрам, их правовой защите.
-Представители этой профессии более уязвимы?
-По большому счёту- да. В саму профессию актёра заложено наличие оголённого нерва, доверчивость. Альтруистов мало. Поэтому к актёрам, обращающимся за поддержкой в наше бюро, у нас отношение другое.
-Есть ли у вас свой кумир среди актёров?
- Мой любимый актёр – это Олег Даль. Вообще, любой публичный человек достоин уважения, его публичность- это результат большой работы, известность на пустом месте возникнуть не может. Любой актёр, ставший популярным, мне интересен, я не хотел бы кого-то выделять особо.
-Вы заядлый автомобилист? Машина – мужчина, для многих это часто становится синонимами.
-Я был заядлым автомобилистом, когда у меня появилась моя первая машина- жёлтые Жигули, 11 модель. Но теперь автомобиль для меня- просто средство передвижения.
-А как насчёт того, чтобы погурманствовать?
-Я не из этих.
-Вообще готовить не умеете?
-С голоду не помру.
-Но всё же- что вы сами больше всего любите?
-Больше всего я люблю жизнь во всех её проявлениях.
-Вы потомственный москвич?
-До третьего поколения – да. Люблю старую Москву, Замоскворечье...
-Обычно тем, кто любят Москву, Петербург не нравится. Это как вечный спор кошатников и собачников...
-Мне много приходилось сниматься в кино и приезжать на гастроли в ваш город, я его люблю и хорошо знаю. Как ни странно, мне больше всего у вас нравятся каналы, особенно Обводный. Канонерский остров обожаю. Там тихо так, спокойно...
-Вы пишете стихи и даже издали книгу своих стихов. Кто ваш любимый поэт?
-Мне очень нравится по духу Сергей Есенин. 10 лет назад я играл Есенина в Большом театре.. 3 октября, в день памяти поэта, бывший танцовщик Большого театра Борис Акимов делает музыкально-танцевальную композицию в Консерватории. Я буду читать стихи Есенина. Есенинская нота для меня- это как камертон, как невозможность обмана. Он писал душой и болью, и не справился со своими собственными стихами, не смог обуздать то, что в нём было. А стихи для меня- это интимная часть моей души. Я пишу как дилетант, это мои домашние радости. Так что к своим стихам я отношусь достаточно иронично.
- В вашей биографии был такой факт- вы написали совместно с писательницей Домениковой книгу...
-Теперь я собираюсь поставить фильм по этой книге.
-Вы чувствуете себя режиссёром своей жизни?
-Мы можем заблуждаться на этот счёт, но есть судьба. Мы можем ей только подыгрывать.