Александр Соломянко, фотограф

Карл Линней в стиле «диско».

 

            Александр Соломянко спит 2 часа в день. В остальное время он занимается очень многими вещами. А.Соломянко- биолог, крупный специалист по вредителям растений, к тому же он галерист, 8 лет в его галерее «Наив» не прекращается бурная выставочная жизнь петербургских и не только петербургских художников, к тому же он коллекционер, собирающий массу всего самого разнообразного- от мумифицированных насекомых до спиртных напитков со змеями внутри, от живых растений до художественной литературы, от фотоальбомов до видеозаписей фильмов. Его домашняя библиотека насчитывает 40 тысяч томов,  у Соломянки самая большая  в России коллекция фотоальбомов, которые он привозит из всех стран мира. Она насчитывает 10 000 единиц. Александр со скромным вздохом говорит о себе: «Все всё нынче вывозят из России, один я в неё что-то ввожу». Всяческих собранных Соломянкой единиц информации на разных носителях- от бумаги и таксодермического шедевра до сд-диска хватило бы на создание небольшого музея. А, может быть, и  большого.

            Но главное  любимое его хобби- фотографирование всего и всея на свете.    Если учесть, что ему подарили фотоаппарат в 4 классе, и с тех пор он не выпускал его из рук всю жизнь, при этом ничего из отснятого не выкидывая, можно представить, сколько фотокадров у него в наличии на нынешний день. Это не десятки, даже не сотни тысяч кадров- счёт идёт на миллионы. Основные темы Соломянко- это красоты природы, красоты городов и стран мира, растения, насекомые, всякие дикие зверьки и юные девушки. В Дании у Соломянко вскоре должно выйти 4 тома его фотографий. Один том фотоальбом будет посвящен видам природы, второй- видам городов, третий- животным и растениям, четвёртый- девушкам.  При этом сам А.Соломянко считает фотографию своим хобби, несмотря на то, что его снимки постоянно печатаются  в десятках журналов, украшают интерьеры консульств. Главное- это всё же зоология, это изучение  вредителей растений, тема для отдельной, более грустной статьи.

            Животных и девочек Соломянко начал снимать почти одновременно, но представителей фауны- всё же раньше. Так как юного Сашу очень привлекали всякие жучки и паучки, он стал заниматься в кружках по биологии, в специализированных студиях, где учили правильно зарисовывать и фотографировать энтомологический материал. Сначала Саша, родившийся в роддоме на территории Александро-Невской Лавры, предпочитал ковыряться в земле с лопаткой. В первом классе он откопал на берегу Обводного канала клад с монетками и старинными бумажными деньгами, но всё это богатство по малолетству отдал какому-то прохожему в обмен на безделицу. В четвёртом классе под мостиком Лавры он обнаружил 17 трупов- некая банда устроила там склад для сокрытия своих злодеяний. Потом Саша занимался тяжёлой атлетикой, в восьмом классе его статью о насекомых опубликовали в научном журнале,  после биофака ЛГУ он стал работником зоологического института.. Фотографируя свой любимый город, Александр стал глубоким краеведом, его снимки и статьи по истории Петербурга-Ленинграда  печатались в «Ленинградской правде». Всё это время его фотоколлекция пополнялась изображениями его одноклассниц, потом- однокурсниц, потом- просто всех симпатичных девочек, которые ему нравились.

            В начале 80-х, как лёгкая эстетическая отдушина между окончательным разложением социализма и периодом хаоса, перестройки и всяческих пертурбаций, в СССР процветал стиль «диско». Когда всем надоели тяжёлые джинсы из грубой ткани, а захотелось лёгких штанов-бананов, когда не было тяги к грубому героину, но хотелось воздушных пьянящих коктейлей, намешенных  из сладких ликёров, шампанского, коньяка и непременно с ломтиком апельсина, нанизанным на край бокала. Когда не хотелось мрачного «Назарета» или «Роллинг-стоунз», но приятно было оттянуться под «АББУ» или «Бони-М». Девушки ходили по дискотекам и  сидели стайками в «Шайбе» гостиницы Советская и в других заведениях, в которых можно было пообщаться с голубоглазым финном или красивым фарцовщиком, задуматься о преимуществах профессии «интердевочка» и помечтать о недоступном обладании всех тех вещей, которые мелькали на страницах  импортных каталогов. В то время наиболее привлекательными среди мужчин были те, кто имел свой лаз за Железный занавес и затаскивал оттуда в свою типовую советскую норку всякие заграничные богатства.

            Когда видишь фотографии А.Соломянко, бесконечно радостные, лёгкие, сахарно-воздушные, наполненные всякими чудными экзотическими растениями и игуанами, очаровательными нимфетками от 6 до 16 всех рас и народов, глядящих на нас с кадров своими чистыми глазами, возникает ощущение парадиза, рая на земле, лёгкого опьянения от того, что на земле бывает праздник. Что-то от кратковременно промелькнувшего стиля «диско», когда уже была сексуальная революция, но ещё не было СПИДа, были преимущества социализма, но уже с вкраплениями разнообразия капитализма, когда можно было объедаться сладостями, но без диабета. Лёгкое беззаботное порхание в стране эльфов.    

              Среди миллионов снимков А.Соломянко- половина- это одетые и полураздетые девушки, чуть старше возраста Лолиты. Иногда мне кажется, что Соломянко- это некая ипостась то ли Набокова, то ли его литературного персонажа Гумбольдта Гумбольдта. Только вместе с коллекцией бабочек у него собирается коллекция изображений девочек в самую трепетную и сладкую пору их цветения. Коллекция нимфеток за четверть века имени Гумбольдта Гумбольдта... Лёгкая эротика, и полное отсутствие интереса к порнографии. Соломянко, задумавшись, говорит о том, что сейчас художественная  эротика в фото- вещь более редкая, нежели мутный океан порнографии. Творчество А.Соломянко было замечено ещё в советские время журналом «Плейбой». Но так как в то время ни секса, ни обнажённых моделей у нас не было, Александру пришлось выбирать- престижная и перспективная работа в зоологическом институте, связанная с вкушением самого недостижимого и запретного по тем временам плода- загранкомандировками, либо- коварная слава автора «Плейбоя».

            Девушки приходят в  студию Соломянки сами, приводят с собой подруг, им нравится, как он их фотографирует. Не зарастёт к студии фотографа тропа, проложенная ножками нимфеток. На одном из снимков запечатлён сам Александр. На его плечах сидит куча роскошных прекрасных попугаев. Он их приманил апельсинами. Первый попугай оторвал у него погон с рубашки и был изгнан, другие оказались более воспитанными, им было позволено посидеть на плечах путешественника. Что-то подобное он проделывает с девушками, приманивая их сладостями, киевскими тортами, бананами, сладкими ликёрами и клубникой, легко поддерживая их ещё полудетский полуптичий щебет. В глубине своей натуры он сам весёлая и воздушная, любопытная, никогда не стареющая  нимфетка.

            Некоторых девушек Соломянко берёт с собой в путешествия. Одна из них потрясла его своей мужественностью. Соломянко фотографировал прыгающих пиявок. Съёмка никак не удавалась. К юной спутнице Соломянки  вдруг эта искомая пиявка присосалась, и та, вместо того, чтобы сбросить с себя ужасную гадину, подбежала к фотографу и дала ему заснять чудовище во всей красе на своей руке.

            А.Соломянко побывал более чем в 80 странах мира. Из каждой поездки он привозит по 4-5 тысяч фотоснимков. Те, кто находится в поездке рядом с ним, часто удивляются. Все видели одно и тоже, примерно одни и те же красоты и диковинки снимали, но у Соломянко всегда получается нечто фантастически красивое. «Я не понимаю, почему надо бояться красоты, красивого? Я люблю красоту, и стремлюсь запечатлеть её во всех её проявлениях- в  природе, культуре и людях». А.Соломянко считает, что нет нефотогеничных женщин. Все  снимки подлежат строгой классификации и архивированию- сказывается образование исследователя- учёного. Иногда Соломянко мечтает завести себе секретаря для работы с архивами.

            Бесконечные путешествия по самым разным ландшафтам- это бесконечные приключения, опасности, открытия новых наслаждений- от кулинарных до эротических. Японские гейши не понравились Соломянке, но малайский массаж очаровал. Его потрясла селёдка под шубой, которую ему подали в индийской гостинице за бешеные деньги, как страшный деликатес. В пустыне наш путешественник попал под ужасный ливень, но песок при этом оставался сухим- водп от жара испарялась, не достигнув земли. В Рио де Жанейро, после тяжёлого перелёта, когда все отдыхали в гостинице, он ночью вышел погулять, так как не привык спать, и попал в самую сердцевину роскошного карнавала. В Австралии Соломянко упал с машиной в пропасть, отделался вывихом и переломом руки, в океане его чуть не съела акула, в Индонезии он оказался во время военного переворота и едва успел на последний российский самолёт, в Астрахани ловил мущек, вызывающих паралич человека. Больше всего его потрясают посещения мест, где он был, но которые подверглись природным катаклизмам. Как фотограф он помнит каждую пальму и изгиб леса, которые снимал. Природные бедствия катастрофически меняют ландшафт. Я думаю, ценность фотографий Соломянко, запечатлевших лёгкие миги бытия и мимолётные виденья, когда-нибудь неимоверно возрастёт...

            Самое интересное, что дарят бесконечные путешествия- это прикосновения к чудесам. В Индии он видел медитирующего возле бедной лачуги йога. Когда над ним стали смеяться, он показал собравшимся зевакам и туристам левитацию- приподнялся над землёй на 20 сантиметров. Потом была удивительная история со змеёй.

             А.Соломянко – большой любитель змей. Ещё в детстве он держал под кроватью целую семейку гадюк в коробке. В Индии ему пришлось пережить ещё одну встречу со змеёй. Он увидел в траве кобру и собирался её наилучшим образом заснять. В это время по траве бежал индийский малыш- прямо к поднявшейся кобре. Соломянко в последний миг успел удержать ребёнка, чем спас ему жизнь. Самое интересное- через минуту после этого произошло нечто из разряда чудесного. Стояла 40-градусная беспощадная жара. После мига, когда ребёнок был спасён, неожиданно природа наполнилась благодатной прохладой, хотя внешне ничего не изменилось.

             В Астрахани во время плавания на исследовательском паруснике проводник из местных сказал, что в определённом месте необходимо произнести определённый заговор- обращение к Морскому божеству этого места. К всеобщему удивлению после произнесённых слов парусник поплыл на хорошей скорости- при этом вокруг был мёртвый штиль. Отважный Соломянко прыгнул за борт, чтобы узнать, что это такое было. С ужасом он почувствовал прикосновение к ногам чего- то плотного и движущегося. Возможно, это был гигантский осётр- но его не было видно.

             В каком-то из 80-х у себя на даче в Токсово наш герой, весёлый Паганель постсоветской эпохи, вместо бабочек коллекционирующий девочек, увидел как против движения быстро несущихся по небу облаков летит НЛО- красивая серебристая тарелка с утолщением посередине. Он в это время собирался искупаться на озере, но тут же понёсся домой за фотоаппаратом и заснял НЛО, входящее в облако. Целую плёнку. Вместе с ним за полётом тарелки наблюдало человек 200, все были возбуждены и испытывали чувство ужаса. Александр отнёс фотоснимки и плёнку в редакцию родной «Ленинградской правды», и там они благополучно бесследно исчезли.

            «Я не понимаю, зачем люди искусственно себя стимулируют. В жизни так много интересного. Чем больше живу я на свете, тем больше разжигается моё любопытство. Я не смотрю телевизор, я сплю 2 часа в сутки, но мне катастрофически  не хватает времени, чтобы успеть сделать всё, что хочется».

            Недавно в Центре графики и книги на Литейном прошла  фотовыставка А.Соломянки. Большая часть работ мгновенно была раскуплена.    

 

 

Hosted by uCoz