Стадлер о консерватории
-Сергей Валентинович, какие у вас всё-таки любимые места в городе?
-Одно место любимое. Это Консерватория. Так судьба сложилась. Я родился в Ленинграде и учился тут. Были периоды, когда я много ездил. Но сейчас львиную долю времени я провожу здесь, в этих стенах. Сейчас вся жизнь здесь крутится.
-Но может быть есть другое место, где с вами происходят всякие приключения и события?
-Именно здесь со мной много происходит и событий и приключений. Это место больших традиций. Именно здесь стоял Большой театр знаменитый, который был главным театром империи, но потом он пришёл в запустение, и прямо на этом месте поставили Консерваторию. От театра остались части фасадов и лестниц, особенно хороша лестница с 4 подъезда- видно, что она театральная, а не консерваторская. Преемственность в этом чувствуется, как в древнем Риме, где строили храмы на месте языческих капищ… Так и здесь это есть. И, конечно здесь очень большие традиции. Петербург был столицей, наша Консерватория была первой и самой крупной. Здесь очень большие люди занимались музыкой. Кресло в котором я сижу в своём кабинете- это кресло Глазунова. Глазунов- это легендарный ректор Консерватории и великий композитор. Римский-Корсаков тоже был ректором. И первым выпускником был Чайковский, что поставило невероятно высокую планку, которую мы никогда не достигнем.
-Может и достигнем
-Нет-нет, не надо обольщаться, тем более что мы живём на закате музыки. То, что было, то было.
-Хочется надеяться, что вы не правы.. Всё равно в каждый век рождаются музыкально одарённые люди, которые стараются отразить в звуках музыку своего времени.
-Но, к сожалению, сегодня можно сказать: то что люди слушают сегодня- то соответствует нашей эпохе. Как это ни печально. Вот что люди слушали в 18 и 19 веке, и, соответственно, какие они здания строили, чем себя окружали, и как проходила их жизнь… Если думать об этом, то становится грустно. Грустно от того, как люди относятся к искусству. Сейчас ни композиторы, ни писатели, ни поэты, ни художники не являются властителями дум человечества. И вообще люди сегодня от лидерства конкретного человека отстраняются. И процесс этот ускоряется. И сейчас люди, которых выбирают на посты глав государств, редко представляют собой выдающуюся личность. Это скорее ставленники и выразители интересов определённых групп людей. Глава государства- это персона, которая перестала быть ценна сама по себе. И эти процессы влияют на все стороны жизни. А в искусстве всё наоборот- там важна личность как таковая.
И вот, соответственно, какие великие композиторы были выпускниками нашей Консерватории: Чайковский, Шостакович, Прокофьев, Мясковский, Свиридов, Аренский. Здесь, в этих стенах, тени великих бродят…
-Являются они к вам в снах?
-Нет, но что-то мистическое наверняка происходит.
-А что-то из опыта предшественников- ректоров вы хотели бы перенять?
-Глазунов со студентами здоровался за руку. Останавливал их и общался с ними. Это самый хороший пример. При том, что он был в курсе работы всех кафедр, он присутствовал на экзаменах, знал, кто как играет. При этом он был и композитором великим. Он лично помогал студентам. Он говорил им, что они получили премию Глинки, и вручал им конверты с деньгами. А потом оказывалось, что никакой премии нет. Просто ему хотелось лично помочь нуждающимся. В должности ректора есть своя сложная специфика. Есть огромное количество обязанностей, которые никакого отношения не имеют к творчеству и музыке. Но всё равно я уверен, что Консерваторию должен возглавлять музыкант. Иначе всё это перейдёт в сферы, которые никому не нужны.
Я закончил эту консерваторию, я всех профессоров знаю лично, и многих очень давно, у многих я учился. Здесь у нас в Консерватории хорошая традиция жить долго. Люди, которые тут преподают и учатся- это штучный продукт…
-Вы, как Глазунов, всех знаете?
-Нет. В то время здесь было 200 студентов. А у нас сейчас только 200 поступило, не считая тех, что учатся, а также аспирантов, учащихся в школе, учащихся платного отделения. Количество людей в Консерватории увеличилось в 8 раз. Так что здороваться со всеми за ручку нереально. Но я был на многих вступительных экзаменах, знаю, кто как играет.
-Такое количество людей, влекущихся к вершинам музыки- это благо?
-Для вуза хорошо и почётно, когда в нём много студентов. Но предложение превышает спрос. Грубо говоря, так много музыкантов сегодня не надо. И проблема у большого количества людей, которые хотят посвятить себя музыке- это найти работу.
- Ну так они могут быть виртуозами-музыкантами, а одновременно заняться бизнесом… И играть в своём коллективе для души…
-Если вы бизнесмен, то вам есть кого позвать усладить свой слух. Для этого незачем самому так много и тяжело работать всю жизнь. Музыка это не только работа, это ещё и призвание.
-Но всё же вернёмся к теме города. У вас есть любимые пешеходные дорожки? Или прогулки по городу для вас вообще ирреальны?
-Прогулки остались. Люблю пушкинский Петербург, набережные Мойки, сады вокруг Михайловского замка. Я гуляю обычно, когда люди спят. Меня часто люди узнают и удивляются, что вот так я один иду.
-А памятник любимый у вас какой?
-Медный всадник.
-Почему?
-Не знаю. Это как спросить: «За что вы любит позднего Тициана?». Просто люблю. Это не случайно символ, и символ более серьёзный, чем нам кажется.
-А в новостройках вы бываете?
-По необходимости.
-Депрессию вызывают?
-Нет, другие ощущения. В Петербурге есть места, которые могут быть только в Петербурге, и эти места я люблю. Наверное, есть очень хорошие спокойные места, где, наверное, очень хорошо жить, Московский проспект, например. Но подобные места можно найти в Москве, Минске, Киеве. Это не принадлежность только нашего города. А если взять скворечники – так это от бедности, от несчастья, от отсутствия интеллекта… Я не думаю, что сейчас не могут что-то хорошее построить. Есть интересные здания в мире. Комплекс Клатрау в Валенсии, например. Просто наша жизнь такая, потому что люди такие. У нас наверное нет потребности в красоте. У людей задачи чисто экономические. А чтобы построить красивое здание, нужно вложить не только талант, а и финансы…
-Талант и деньги- вещи несовместны
-Не продаётся вдохновенье, а можно рукопись продать. Всё это давно сосуществует. И даже порой очень успешно. В России были формы меценатства. Я не думаю, что сейчас это возможно. Но всё равно надо искать какие-то формы. И во всём мире это получается.
-А у вас есть просветительские программы для воспитания людей с деньгами? Мецената Нам, людям культуры, надо взрастить. Сами они будут ещё 100 лет выпестовываться…
-Мне кажется, что сейчас любой срез общества- он очень разный, независимо от финансового состояния. В богатой и в бедной среде бывают люди и образованные и невежественные. Мы делали концерты в Царском селе для Сбербанка. Наверняка там были разные люди. Сейчас не только в России, но и во всём мире так складывается ситуация, что приходится выступать перед теми, кто первый раз на концерт пришёл. Процент этих людей растёт. И если раньше публика, ходившая в филармонию, была подготовленная, то теперь любой концерт несёт просветительскую функцию.
-Вот скоро у вас в Консерватории будет проходить фестиваль, который расширит знания людей не только в сфере музыки…
-Да, это будет фестиваль «Под знаком вечности». Надеюсь, что этот фестиваль станет традиционным. Мы проводим его во второй раз, в день рождения Консерватории, 21сентября.
-Это день открытия Консерватории?
- Это день подписания императорского указа. По старому стилю она была основана 8 сентября. Это здание принадлежит Консерватории с 1896 года, а с 1962 по 96 год консерватория скиталась. И фестиваль мы посвящаем идее, которая напрямую с музыкой не связана, а даёт большой простор для музыкального исполнительства. В прошлом году это был Фридрих Шиллер, которому исполнилось 250 лет. Шиллер был поэтом, но он дал импульс для написания 9 симфонии Бетховена, «Орлеанской девы» Чайковского, «Дона Карлоса» Верди, множества других произведений. На этот раз всё будет вращаться вокруг .идеи царственного престола, идеи российской государственности и того, как это отражено в музыке. У нас будет гала-концерт, где прозвучат фрагменты опер Рубинштейна «Купец Калашников», Римского-Корсакова «Псковитянка», «Опричник» Чайковского, Слонимского «Иван Грозный», а также «Петр Первый» Андрея Петрова. Прозвучат очень редко исполняемые сочинения, которые покажут, как Франция видит Россию. Это будет опера Бизе «Иван Четвёртый Грозный», незаконченная, а также опера . Гретри. Это очень крупный композитор-бельгиец, который работал во Франции в 18 веке, автор множества опер. Его знаменитую песенку из оперы «Ричард Львиное сердце» поёт графиня в опере «Пиковая дама». Вот у нас будут фрагменты из этих опер, которые когда-то с Бергманом мы ставили в Геликон-опере. А вот Бизе вообще никогда не исполнялся. Параллельно будет проходить конференция. Будут присутствовать ректора и студенты консерваторий стран Балтии, и объединённый из них оркестр, а также наш хор и солисты, .все вместе исполнят фрагменты из оперы Глинки «Жизнь за царя». И ещё у нас будет оригинальный концерт в Михайловском замке, где будет смешение изобразительного искусства и музыки. Русский музей даст нам некоторые картины для показа во время концерта. А также будет триптих- тюдоровская Англия, музыка Османской империи и музыка Руси второй половины 16 века. У нас будут выступать крупные артисты- Сергей Лейферкус, Павловская Почавский, Герелло, Акимов и наши три наши молодые певицы мирового уровня- Надежда кучер, Екатерина Гончарова и Олеся Петрова.
-Кто всё-таки больше из вышеперечисленных русских царей сподвиг на написание музыки?
-Со времени Николая 1, собственно говоря с появления большой настоящей музыки, с Глинки, царственных особ на сцене изображать было запрещено. В «Пиковой даме» царица только появляется, в «Черевичках» куплеты поёт светлейший Потемкин, в других операх, даже в «Царской невесте» Иван Грозный только проходит вдали… Правда в «Псковитянке» он является главным персонажем. Но ответ очевиден, львиная доля нашей царственной музыки посвящена Ивану Грозному. Петра Первого на самом деле в русской музыке впрямую нет. В «Хованщине» он появляется на заднем плане и рот не раскрывает. Петр Первый больше в музыке интересовал запад. Ему посвящена опера Меербера «Северная звезда», опера Доницетти, Гретри, Уортека. Вот такой набор. И вот Андрей Павлович Петров написал про Петра целую оперу. Есть хорошая кантата Петра Ильича Чайковского, написанная в выставке в политехническом музее к 200- летию Петра Первого.А Борис Годунов попал в этот список благодаря одному но гениальному произведению Мусоргского, великой опере, которая ставится во всех театрах мирах. Поэтому у нас получился неравноценный, но триумвират. Мы хотим показать царственность в музыке, и никакой политики тут искать не надо, и «цель поэзии- это поэзия, чёрт возьми»,- как говорил Пушкин. Фестиваль большой, но у нас 4 оркестра, три из них будут задействованы.