Хлеб Хлебникова
София Старкина- автор книги о Велимире Хлебникове, вышедшей в 2007 году в серии «Жизнь замечательных людей». Книга открыла огромную гору по имени «Хлебников», скрывавшуюся до этого в облаках и тумане. Величественность фигуры «председателя земного шара», подводная часть этого айсберга, открытие и осознание которой находится ещё далеко впереди, предстала перед читателями благодаря труду Софии Старкиной впервые во всей мощи и блеске. До этого планета по имени «Хлебников» выглядела скорее как поток астероидов, обломков и метеоритов. К тому же книга порадовала знатоков и любителей литературы изящным стилем, стройностью изложения, что всё реже встречается в наши времена.
Оказалось, что София- это молодая петербурженка, наша современница, скромный титанический труженик филологии… Очень радует что именно она на сегодняшний день является ведущим хлебниковедом России и мира.
-Софья, как состоялась
ваша первая "встреча" с Велимиром Хлебниковым? Думали ли вы тогда,
что это станет делом вашей жизни?
-Мне было, вероятно,
12 лет, когда я впервые прочла Хлебникова. Конечно, тогда я не думала, что буду изучать его
творчество профессионально, как филолог. Хотя когда я поступала в университет
на русское отделение филологического факультета, это было именно потому, что я
хотела изучать Хлебникова.
-Вы написали
диссертацию, книгу и поддерживаете интернет-сайт о Хлебникове. На каком уровне
были знания о биографии и творчестве Хлебникова, когда вы начали им заниматься,
и насколько много сегодня мы знаем об этом?
-Здесь, может быть, не
совсем корректно говорить «мы знаем». Кто мы? Подавляющее большинство о
Хлебникове не слышало. Сейчас при наличии интернета это может показаться
странным, но это так. А сделано хлебниковедами очень много. Недавно издано
7-томное собрание сочинений поэта, оно разительно, качественно отличается от
изданного в 1920-е пятитомника. Там многие тексты просто невозможно было
читать. Новое собрание сочинений вышло под редакцией Р.В. Дуганова (к
сожалению, уже покойного) и Е.Р. Арензона. Много новых текстов было найдено и
опубликовано, много новых фактов выявлено в биографии Хлебникова. Здесь, прежде
всего, надо отметить вклад А.Е. Парниса. Я как раз и хотела в книге обобщить
то, что «наработали» хлебниковеды, скажем, с 1975 года, когда вышла книга Н.
Степанова о поэте. И сейчас еще остаются неизданные тексты, есть неясности в
биографии. Но дело идет, исследователи работают в архивах, так что о Хлебникове
мы будем узнавать еще и еще.
-Насколько вырос
интерес к творчеству Хлнебникова за последние 10 лет?
-Я не думаю, что за
последние 10 лет он вырос. Все-таки творчество Хлебникова остается искусством
элитарным (хотя это слово опошлили донельзя). В начале перестройки, когда стало
можно заниматься авангардом, футуризмом, когда авангард, по сути дела, стал
мейнстримом, количество работ стало нарастать, как снежный ком. Но сейчас
ситуация стабилизировалась. На западе интерес к русскому авангарду высок,
начиная с 1940-50-х годов, и там, я тоже не думаю, что будет какой-то всплеск
интереса к Хлебникову. Конечно, в год столетия Хлебникова (1985) публикаций
было больше, чем в другие годы. Кстати, в этом году Хлебникову 125 лет.
-Очень печально, что
эта круглая дата никак не освещается в СМИ. В каких странах, кроме России,
больше всего почитателей Хлебникова, на ваш взгляд?
-Стихи Хлебникова
переведены, кажется, на все европейские языки, а также на японский, корейский,
иврит, арабский и др. Соответственно, во всех этих странах интерес к Хлебникову
есть. На конференции по Хлебникову обязательно приезжают исследователи из США,
Италии, Германии, Франции и других стран. Конечно, велик интерес к Хлебникову в
славянском мире.
-Есть ли у вас любимое
стихотворение Хлебникова?
-«Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале
природы
Звезды — невод, рыбы —
мы,
Боги — призраки у тьмы».
-Как вы оцениваете
свой личный вклад в дело изучения и популяризации наследия Хлебникова?
-Я уже сказала, что в
книге старалась только обобщить наработанное всеми. При этом я вполне отдаю
себе отчет в том, что лет через 20, когда накопится достаточно большое
количество нового материала (может, и раньше), книга устареет. Популяризацией я
свою деятельность не считаю — Хлебникова популяризировать не нужно. Просто мне
не нравится, когда публикуются или пишутся в интернете о Хлебникове совершенно
фантастические сведения, фактически неверные. Скажем, в блоге обсуждается текст
«Смехачей», и автор пишет: «Спорим, никто не брался переводить это стихотворение
на другие языки!» А оно только на английский пять раз переведено, книги
написаны о том, как переводить авангардную поэзию!
-Как вы считаете,
что в творчестве и биографии Хлебникова
сегодня наиболее актуально?
-Биография интересна,
я думаю, только опосредованно — насколько она связана с творчеством. А вообще
самой актуальной проблемой остается текстологическая. Эта проблема обычно
скрыта от «рядового» читателя, но это — основа основ. Думаю, со временем можно
будет издать собрание сочинений Хлебникова в 20 томах, как минимум. Так что
Хлебников «в полный рост» еще, может быть, неизвестен.
-В какой среде
наиболее высоко интерес к фигуре Хлебникова?
-Ну, тут очевидно — в
среде творческой интеллигенции. Где же он еще может быть?
-Ну, в среде
политиков, футурологов, религиоведов… Жаль, что Хлебниковым увлекаются в
основном постмодернисты- художники и поэты… Расскажите о себе- кто были ваши
родители, чем они занимались, откуда такой интерес к Хлебникову?
-Мои родители инженеры
— техническая интеллигенция, шестидесятники. Бабушка была учителем русского
языка и литературы. Дома всегда была большая библиотека, в этой библиотеке я
впервые прочла и стихи Хлебникова.
-Насколько трудно
сегодня быть филологом?
-Наверное, не труднее, чем во все остальные времена. Может быть, в чем-то и
легче. Если вспомнить русскую историю ХХ века, едва ли мы найдем время,
благоприятное для любой творческой или научной деятельности. Разруха,
репрессии, война, «железный занавес», идеологические препоны для занятий
авангардом и т.д. и т.п. Если брать более ранние времена, то сравнения будут
некорректными — слишком изменилась общественная жизнь в целом.