Щелчкова Елена

 

В современном искусстве Петербурга есть всё- есть и парадные  залы, есть и кухни для разделки мяса и овощей, есть детская комната, есть кабинет для работы умом, есть  и  уютный таинственный чуланчик, где можно найти вещи самые неожиданные, какую-нибудь прабабушкину куклу, старинную открытку с затёртыми пожелтевшими краями, кусок древнего кружева, лоскут из невиданной ткани…. Работы Елены Щелчковой явно вот из этого чуланчика.  Елена Щелчкова- шаманочка,  крестьянка, автор удивительных архаических кукол и тёплой, ласковой, пронизанной тёмными лучами эроса графики. Любимые слова художницы – Любовь, Лена, Ленинград.

Елена родилась и выросла в Зеленогорске. Учителем истории её мамы и её 7 братьев и сестёр  был сын Виссариона Белинского. Тогда вся семья жила под Ульяновском, а потом уже в 40-е они были переселены на территорию бывшего Терриоки.  Лучик великой русской литературы осветил всю семью, и многие из рода Умновых  трепетно относились к культуре, любили чтение и книги, рисовали, рукоремёсленичали. Но только одна Лена стала профессиональным художником.

Когда ей было 14 лет, её рисунки увидел театральный художник Л.Малобродский, отдыхавший на даче под Зеленогорском. Он назвал Лену Ван Гогом, подарил ей краски «Ленинград», бумагу и колонковую кисть, а также познакомил с преподавателем Василием Суворовым. Этого человека многие состоявшиеся художники считают своим учителем. Родители Лены хотели видеть свою дочь юристом или педагогом, но только не художником. Тогда Лена заявила, что пойдёт в школу милиции. Родители решили, что это хуже, чем быть художником, и Елена пошла в Серовское училище.  Вскоре она попала в махровый андеграунд, познакомилась с Котельниковым, Тимуром Новиковым и Владимиром Гооссом. Гоосс стал её мужем, и она прожила с ним 13 лет. Их комнаты на Лиговке, а потом в Зеленогорске и на Удельной стали центром андеграундной культуры. На стенах домов, где жили Лена и Володя, можно вешать памятные доски, так как там побывал весь цвет питерской культуры 80-х. Лучшим другом семьи был великий поэт Олег Григорьев. Он даже посвятил Лене стихотворение «Йога». В Зеленогорске Олег скрывался у Гоосса от властей, опасаясь их гнева за своё стихотворение «Гнались за Лениным два тихаря. Гнались как звери, но видимо зря». Гоосс подарил Григорьеву свою кепку, в которой он так и остался в фотопамяти навек во многих книгах своих стихов, недавно изданных. Другим лучшим другом был художник Яшке, друзьями были Андрей Битов, Резо Габриадзе, Алла Драбкина, Митьки. Кстати, работы Елены первый раз были выставлены на первой выставке Митьков в галерее «Ариадна».

«Андеграунд- это тяга к эксперименту в любом материале, это лёгкость, поиск новых форм, соединение несоединимого»,- говорит Елена. И все эти черты присущи творчеству Щелчковой. На вопрос «повлиял ли Гоосс на почерк Елены», она отвечает: «Конечно, повлиял. Он был стилизатором, охватывавшим разные эпохи». Щелчкова переняла от Гоосса это стремление соединять несоединимое,   свободно осмысливать мифологию и дух ушедших эпох, добираясь до архаических корней человечества. Вторым образованием Елены стала работа в клубе «Параскева» при Этнографическом музее, у истоков которого она стояла вместе со Светланой Комаровой. Елена сделала ткацкий станок по древним образцам, она стала изготавливать обереги и куклы, обращаться к этнографическим глубинам знаков, узоров, символов. Традицию изготовления древних русских кукол Елена возродила благодаря своей бабушке из Вятской области, которая былая лучшей рукодельницей на деревне и много секретов успела передать внучке. Куклы и гобелены Елены Щелчковой хранятся в музее мэрии города Прушков под Варшавой, а также в артцентре финского города  Раума, где Елена давала мастер-классы. Наиболее яркие работы Лены-фольклористки- это «Фамильное дерево» и «Сотворение мира из кукол». В Финляндии Елена всполошила всю международную артдеревню, она научила художников разных стран праздновать Масляницу- с плясками, сжиганием чучела, блинами. Говорят, там теперь эта традиция свято блюдётся учениками Елены.            

Графика Щелчковой перекликается с графикой Гоосса, но у неё есть свои отличительные черты. Она такая же сказочная, литературная, но при этом очень женская, кукольная, в ней много бурлеска, театральности, нежная размягчённость намного сильнее, она доведена до какой-то запредельной черты.

В 90-е и нулевые Лена увлеклась перформансами и инсталляциями, стереопространственными эффектами, коллажами. Самыми успешными её проектами стали «Спящая красавица», «Серое и красное», «Посвящение кроманьонцу», «Фу-проект» в Борее. Многие запомнили выставки графики Елены «Сад расходящихся тропок» и «Жители города L». Работы Щелчковой находятся в музеях Новосибирска, Красноярска, Петропавловска-Камчатска, в Петербургском музее игрушки. Одну из кукол Елены приобрёл в свою коллекцию Шри Чинмой, который высоко оценил мастерство русской художницы, глубоко проникшей в тему женского материнского начала.   

 

Hosted by uCoz