Шаймарданов Игорь
ЛУКАВЫЙ ПУШКИН С АПЕЛЬСИНОМ
Недавно на площади Островского прошла в третий раз уже замечательная акция. Разные известные люди появлялись на 10 минут на сцене, на которой стоял мольберт, и рисовали небольшую картинку, иллюстрирующую какую-нибудь букву алфавита, но основной темой Азбуки была повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». То Анна Нетребко, то Семён Фурман, то Ульяна Лопаткина, то Сергей Шнуров с кисточкой забавляются. Нина Усатова нарисовала «Церковь», Валентина Матвиенко- «Метель», Максим Шостакович- «Дворец», а Юрий Назаров – «Екатерину», которая «любила и берегла Россию, а вы?». Почему-то на многих картинках месяц был правосторонний, и вообще действие развивалось справа налево, что требует объяснения психоаналитика.
А однажды на сцену взбежал Владимир Путин и нарисовал картину на букву «У»- «узор»! Проходившие мимо мужички с пивом изумились и воскликнули: «Глянь! Путин!». «Неа, не Путин это, пива надо меньше пить! Хотя, ты смотри- он самый! Охо-хо-хо!». Сценка абсолютно гоголевская,.
Кстати, Рождественская азбука -2009 была посвящена творчеству Николая Васильевича Гоголя, его повести «Ночь перед Рождеством», так как 1 апреля 2009 года весь мир будет отмечать 200 лет со дня рождения великого русского писателя.
Руководили процессом написания
рождественской азбуки художники Игорь Шаймарданов и Надя Анфалова. Надя самолично
подрисовывала детали в некоторых картинах, но были и такие художники, которые
композицию придумывали и воплощали сами!
Потом в отеле «Европа» прошёл
благотворительный аукцион. Если первый аукцион собрал 5 миллионов рублей,
второй 20 миллионов рублей, то третий аукцион дал выручку уже в 70 миллионов рублей. Картину
Владимира Путина купила одна из московских галерей с Рублёвского шоссе аж за 37 миллионов!
Вырученные деньги честно пошли на возрождение Храма Святой Екатерины в Царском
Селе, на нужды больницы Марии Магдалины и на Институт ранней диагностики
онкологических заболеваний. А потом в фонд «Царскосельсктй карнавал» позвонили
люди с аукциона «Сотбис», которые очень-очень заинтересовались картиной
Владимира Путина...
Игорь Шаймарданов, главный художник Фонда «Царскосельский карнавал» уже ва года помогает проводить самые пёстрые, весёлые и благотворительные акции города.
Но, наверное, ничего случайно не происходит. Всё началось всё-таки с Пушкина.
Игорь Шаймарданов учился рисовать в Нефтекамске, потом в Йошкар-Оле, потом получил диплом художника-постановщика в театральном институте в Ленинграде, потом поставил множество спектаклей в Пскове, Ижевске, других городах. В 2007 году он сделал спектакль «Ситцевый Пушкин» для Ижевска. «Ситцевый Пушкин» был показан на днях Пушкинской поэзии в Пушкинских Горах. Там Шаймарданова заметил Игорь Гаврюшкин, директор фонда «Царскосельский карнавал». Он предложил ему поработать над «Пушкинской Рождественской азбукой» 2008 года принять участие в оформлении карнавала 2008 года. Явно не без лукавого и солнечного духа Пушкина тут обошлось!
Игорь Шаймарданов создал к тому времени серию работ «Михайловские царапки», этакие весёлые работы о Пушкине, выполненные в технике «процарапывания» мелованного картона с дальнейшим нанесением масляной краски. На его лёгких, воздушных бирюзовых работах Пушкин ловил рыбу, глядел на жирных пейзанок и дружил с Гейченко. Поэтому Пушкин и ситец легко стали темой и технической основой «Азбуки». Шаймарданов проклеил ситец, превратив его в великолепный фон и основу для картин. Ситцы Шаймарданов разыскивал в нашей новой реальности со скрежетом, Иваново ситец почти уже не выпускает, так как ситец дорого не продать, а делать его хлопотно и трудоёмко. Какие то ситцы удалось раздобыть в малых магазинах провинции. Русская народная односезонная ткань ныне вытесняется в России другими, солидными и дорогими тканями. А зря! Есть, есть обаяние в дешёвом радостном ситце!
-Игорь, а кого вы больше любите- Гоголя или Пушкина? Вот у Гоголя как-то тяжело судьба посмертная складывается. Вот музея у него нет своего в Петербурге, где так много им гениального написано. Не то, что у Пушкина. Вот даже на картинке «Рождественской азбуки» на букву «Г»- «Гоголь», Савва Ямщиков написал: «Где мой музей? Н.Гоголь». Вообще Савва Ямщиков всё время ругается, что во все времена представители власти боятся сатиры, и до сих пор это длится, и сатириков не любят, не любят про «Ревизора» и про «Мёртвые души», поэтому и на музей денег не дают...
-Савва Ямщиков и придумал эту азбуку посвятить Гоголю, ведь ЮНЕСКО объявил этот год годом Гоголя. А вообще вопрос некорректный. Это как спросить: «Что вы больше любите- яблоки или груши?». Одинаково я и Пушкина и Гоголя люблю.
-А я вот чётко груши люблю.
-Пушкин мне ближе. Но Гоголя я обожаю. Хотя тяжёлый он. Больше всего люблю его «Портрет». Это книга на все времена про художников. Я считаю, что «Портрет» должен быть настольной книгой современного художника. Современные художники и сейчас продолжают «плодить тиражирование видов», всякие эти бесконечные закаты и зимние пейзажи… До сих пор актуальна фраза продавца о «свежести» искусства. Продавец лубков у Гоголя говорит, что вот мол, лубки то свежие завезли, лак ещё не обсох!
-Вот вы сейчас делаете наши карнавалы…
-Это колоссальная работа. Год работы, чтобы было несколько часов веселья…
-Мне вот кажется, что у нас, да и в других странах, всё меньше живого творчества масс в карнавальном деле. Меня удивляет сходство карнавальных шествий по Невскому с демонстрациями времён социализма….
-Вы знаете, в нашем карнавале всё должно быть чётко продумано и люди должны идти колоннами. Иначе получится давка, хаос и безобразие. Люди в костюмах будут сметены толпой зевак. Общий сценарий карнавала должен быть разработан. Мы придумываем «обёртку» для карнавала, «обёртку» для главной трибуны, фирменный стиль действа.
-А что из живого карнавального творчества масс вас самого больше всего порадовало?
-Ну вот в 2008 году карнавал был посвящен теме воды. И приглашённый Адмиральейским райном художник Виктор Григорьев сделал потрясающие костюмы. Там были какие-то немыслимые медузы на велосипедах, стеклянные селёдки, слюдяные рыбы. Хотя часто районные администрации разочаровывают. Звонишь им, спрашиваешь на худсовете, а они даже не знают, кто у них художник. Деньги карнавальные «освоены», а результат плачевный, видно, что художник там не работал, так, племянница какая-нибудь дяди Васи была приписана… У нас карнавалы будут хорошие, если их лет 20 ежегодно проводить.
-Я была в Венеции на карнавале. Он меня ужасно разочаровал своей коммерциализированностью. Ручных, домашних костюмов практически не было, всё было покупное и однотипное… У всех однотипные носы и маски…
-Я год назад был на апельсиновом карнавале в итальянском городе Иврее. Вот там было нормальное соотношение костюмов. Одни были одеты в то, что сами сделали. Это потрясающие разнообразие и много фантазии. Другие купили костюмы в бутиках. Ещё было очень много героев модных фильмов и мультфильмов, многие оделись под «Пиратов Карибского моря», много было ведьм и ангелов. И всё это действо- 24 часа подряд, до упаду, от рассвета до рассвета. Вообще, люди хотят карнавалов. В Иврее готовятся целый год. В городе 9 команд, и вот 40 колесниц выезжают на площади города, и их забрасывают апельсинами противники.
-Кстати, Пушкин обожал апельсины. Апельсином по голове- это очень больно!
-Не то слово! У возничих шлемы, травмы бывают у людей, детей на это мероприятие не пускают, для них отдельный карнавал проходит. А потом весь город в давленых апельсинах, идёшь во фруктовом пюре по щиколотку, аромат стоит потрясающий!
-А, да это такая дезинфекция у них!
-Не знаю. 200 лет назад при Наполеоне эта традиция возникла. В память о прекрасной мельничихе, которая отказала феодалу в праве первой брачной ночи, и тогда начался бунт, и 40 феодальных замков были сожжены итальянскими мужичками.
-Меня вот ещё интересует живое творчество карнавальных масс. Вот почему бы не сделать карнавалы в спальных районах? Там места больше, чем в центре. Люди бы проснулись бы, оторвались от телевизоров и пива, оделись бы в костюмы собственного изготовления… А первый приз за лучший костюм- поездка на карнавал в ту же Иврею всей семьёй! И никакого чиновничьего «освоения карнавальных денег»!
-Отличная идея!
-А ещё говорят, что вы, Игорь, были в Америке, и там все свои картины продали!
-Так оно и есть. Картин почти не осталось. И новые писать времени почти нет… А дело было так. Один поклонник моего творчества нашёл меня через Интернет и пригласил в свой родной город, в Стенжер Бей на озере Мичиган. Этого человека зовут Фил, он протестантский священник. Мне оплатили дорогу и проживание, и на выставке местные жители купили все мои 40 картин, которые я привёз.
-Я думаю, они увидели в ваших волшебных изумрудных работах что-то родное, какую-то мечту о счастливой жизни, которой уже почти нигде нет на земле. У вас такие пышные снега, колядки, святки, народные праздники вокруг костров, розовые женщины в баньках!
-Наверное. У них жизнь ведь совсем другая, и искусство другое. Образного мышления у них нет, пишут какие-то эффекты, или «что вижу». Дома такие скучные, из слоёв, покрытые досками… Но зато чистота и люди здороваются друг с другом!