Шаймарданов Игорь

 

ЛУКАВЫЙ ПУШКИН С АПЕЛЬСИНОМ

 

 

Недавно на площади Островского прошла в третий раз уже замечательная акция. Разные известные люди появлялись на 10 минут на сцене, на которой стоял мольберт, и рисовали небольшую картинку, иллюстрирующую какую-нибудь букву алфавита, но основной темой Азбуки была повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». То Анна Нетребко, то Семён Фурман, то Ульяна Лопаткина, то Сергей Шнуров с кисточкой забавляются.  Нина Усатова нарисовала «Церковь», Валентина Матвиенко- «Метель», Максим Шостакович- «Дворец», а Юрий Назаров – «Екатерину», которая «любила и берегла Россию, а вы?». Почему-то на многих картинках месяц был правосторонний, и вообще действие развивалось справа налево, что требует объяснения психоаналитика.

А однажды на сцену взбежал Владимир Путин и нарисовал картину на букву «У»- «узор»! Проходившие мимо мужички с пивом изумились и воскликнули: «Глянь! Путин!». «Неа, не Путин это, пива надо меньше пить! Хотя, ты смотри- он самый! Охо-хо-хо!». Сценка абсолютно гоголевская,.

Кстати,  Рождественская азбука -2009 была посвящена творчеству Николая Васильевича  Гоголя, его повести «Ночь перед Рождеством», так как 1 апреля 2009 года весь мир будет отмечать 200 лет со дня рождения великого русского писателя.

Руководили процессом написания рождественской азбуки художники Игорь Шаймарданов и Надя Анфалова. Надя  самолично подрисовывала детали в некоторых картинах, но были и такие художники, которые композицию придумывали и воплощали сами!  Потом в отеле «Европа»  прошёл благотворительный аукцион. Если первый аукцион собрал 5 миллионов рублей, второй 20 миллионов рублей, то третий аукцион  дал выручку уже в 70 миллионов рублей. Картину Владимира Путина купила одна из московских галерей с Рублёвского шоссе аж за 37 миллионов! Вырученные деньги честно пошли на возрождение Храма Святой Екатерины в Царском Селе, на нужды больницы Марии Магдалины и на Институт ранней диагностики онкологических заболеваний. А потом в фонд «Царскосельсктй карнавал» позвонили люди с аукциона «Сотбис», которые очень-очень заинтересовались картиной Владимира Путина...

 

Игорь Шаймарданов, главный художник Фонда «Царскосельский карнавал» уже ва года помогает проводить самые пёстрые, весёлые и благотворительные акции города.

Но, наверное, ничего случайно не происходит. Всё началось всё-таки с Пушкина.

Игорь Шаймарданов учился рисовать в Нефтекамске, потом в Йошкар-Оле, потом получил диплом художника-постановщика в театральном институте в Ленинграде, потом поставил множество спектаклей в Пскове, Ижевске, других городах. В 2007 году он сделал спектакль «Ситцевый Пушкин» для Ижевска. «Ситцевый Пушкин» был показан на днях Пушкинской поэзии в Пушкинских Горах. Там Шаймарданова  заметил Игорь Гаврюшкин, директор фонда «Царскосельский карнавал». Он предложил ему поработать над «Пушкинской Рождественской азбукой» 2008 года принять участие в оформлении карнавала 2008 года. Явно не без лукавого и солнечного духа  Пушкина тут обошлось!

Игорь Шаймарданов создал к тому времени серию работ «Михайловские царапки», этакие весёлые работы о Пушкине, выполненные в технике  «процарапывания» мелованного картона с дальнейшим нанесением масляной краски. На его лёгких, воздушных бирюзовых работах Пушкин ловил рыбу, глядел на жирных пейзанок и дружил с Гейченко. Поэтому   Пушкин и ситец  легко стали темой и технической основой «Азбуки». Шаймарданов проклеил ситец, превратив его в великолепный фон и основу для картин. Ситцы Шаймарданов разыскивал в нашей новой реальности со скрежетом, Иваново ситец почти уже не выпускает, так как ситец дорого не продать, а делать его хлопотно и трудоёмко. Какие то ситцы удалось раздобыть в малых магазинах провинции. Русская народная односезонная ткань ныне вытесняется в России другими, солидными и дорогими тканями. А зря! Есть, есть обаяние в дешёвом радостном ситце!

 

-Игорь, а кого вы больше любите- Гоголя или Пушкина? Вот у Гоголя как-то тяжело судьба посмертная складывается. Вот музея у него нет своего в Петербурге, где так много им  гениального написано. Не то, что у Пушкина. Вот даже на картинке «Рождественской азбуки» на букву «Г»- «Гоголь», Савва Ямщиков написал: «Где мой музей? Н.Гоголь». Вообще Савва Ямщиков всё время ругается, что во все времена представители власти боятся  сатиры, и до сих пор это длится, и сатириков не любят, не любят про «Ревизора» и про «Мёртвые души», поэтому и на музей денег не дают...      

-Савва Ямщиков и придумал эту азбуку посвятить Гоголю, ведь ЮНЕСКО объявил этот год годом Гоголя. А вообще вопрос некорректный. Это как спросить: «Что вы больше любите- яблоки или груши?». Одинаково я и Пушкина и Гоголя люблю.

-А я вот чётко груши люблю.

-Пушкин мне ближе. Но Гоголя я обожаю. Хотя тяжёлый он. Больше всего люблю его «Портрет». Это книга на все  времена про художников. Я считаю, что «Портрет» должен быть настольной книгой современного художника. Современные художники и сейчас продолжают «плодить тиражирование видов», всякие эти бесконечные закаты и зимние пейзажи… До сих пор актуальна фраза продавца о «свежести» искусства. Продавец лубков у Гоголя говорит, что вот мол, лубки то свежие завезли, лак ещё не обсох!   

            -Вот вы сейчас делаете наши карнавалы…

            -Это колоссальная работа. Год работы, чтобы было несколько часов веселья…

            -Мне вот кажется, что у нас, да и в других странах, всё меньше живого творчества масс в карнавальном деле. Меня удивляет сходство карнавальных шествий по Невскому с демонстрациями времён социализма….

            -Вы знаете, в нашем карнавале всё должно быть чётко продумано и люди  должны идти колоннами. Иначе получится давка, хаос и безобразие. Люди в костюмах будут сметены толпой зевак. Общий сценарий карнавала должен быть разработан. Мы придумываем «обёртку» для карнавала, «обёртку» для главной трибуны, фирменный стиль действа.

              что из живого карнавального творчества масс вас самого больше всего порадовало?

-Ну вот в 2008 году карнавал был посвящен теме воды. И приглашённый Адмиральейским райном художник Виктор Григорьев сделал потрясающие костюмы. Там были какие-то немыслимые медузы на велосипедах, стеклянные селёдки, слюдяные рыбы. Хотя часто районные администрации  разочаровывают. Звонишь им, спрашиваешь на худсовете, а они даже не знают, кто у них художник. Деньги карнавальные «освоены», а результат плачевный, видно, что художник там не работал, так, племянница какая-нибудь дяди Васи была приписана… У нас карнавалы будут хорошие, если их лет 20 ежегодно проводить.

-Я была в Венеции на карнавале. Он меня ужасно разочаровал своей коммерциализированностью. Ручных, домашних костюмов практически не было, всё было покупное и однотипное… У всех однотипные носы и маски…

-Я год назад был на апельсиновом карнавале в итальянском городе Иврее. Вот там было нормальное соотношение костюмов. Одни были одеты в то, что сами сделали. Это потрясающие разнообразие и много фантазии. Другие купили костюмы в бутиках. Ещё было очень много героев модных фильмов и мультфильмов, многие оделись под «Пиратов Карибского моря», много было ведьм и ангелов. И всё это действо- 24 часа подряд, до упаду, от рассвета до рассвета. Вообще, люди хотят карнавалов. В Иврее готовятся целый год. В городе 9 команд, и вот 40 колесниц выезжают на площади города,  и их забрасывают апельсинами противники.

-Кстати, Пушкин обожал апельсины. Апельсином по голове- это очень больно!

-Не то слово! У возничих шлемы, травмы бывают у людей, детей на это мероприятие не пускают, для них отдельный карнавал проходит. А потом весь город в давленых апельсинах, идёшь во фруктовом пюре по щиколотку, аромат стоит потрясающий!

-А, да это такая дезинфекция у них!

-Не знаю. 200 лет назад при Наполеоне эта традиция возникла. В память о прекрасной мельничихе, которая отказала феодалу в праве первой брачной ночи, и тогда начался бунт, и 40 феодальных замков были сожжены итальянскими мужичками.

-Меня вот ещё интересует живое творчество карнавальных масс. Вот почему бы не сделать карнавалы в спальных районах? Там места больше, чем в центре. Люди бы проснулись бы, оторвались от телевизоров и пива, оделись бы в костюмы собственного  изготовления… А первый приз за лучший костюм- поездка на карнавал в ту же Иврею всей семьёй! И никакого чиновничьего «освоения карнавальных денег»!

-Отличная идея!

-А ещё говорят, что вы, Игорь, были в Америке, и там все свои картины продали!

-Так оно и есть. Картин почти не осталось. И новые писать времени почти нет… А дело было так. Один поклонник моего творчества нашёл меня через Интернет и пригласил в свой родной город, в Стенжер Бей на озере Мичиган. Этого человека зовут Фил, он протестантский священник. Мне оплатили дорогу и проживание, и на выставке  местные жители купили все мои 40 картин, которые я привёз.

  думаю, они увидели в ваших волшебных изумрудных работах что-то родное, какую-то мечту о счастливой жизни, которой уже почти нигде нет на земле. У вас такие пышные снега, колядки, святки, народные праздники вокруг костров, розовые женщины в баньках!

-Наверное. У них жизнь ведь совсем другая, и искусство другое. Образного мышления у них нет, пишут какие-то эффекты, или «что вижу». Дома такие скучные, из слоёв, покрытые досками… Но зато чистота и люди здороваются друг с другом!

 

 

 

Hosted by uCoz