Александр О
Шеннон
БУНТ МОСКОВСКОГО АНТИБАРДА
В Москве мне предложили
послушать песни антибарда Александра О Шеннона.
-Почему антибард? О Шеннон- это
француз?- возникло у меня сразу много вопросов.
Когда зазвучала прелестная песенка «Истамбул, Константинополь»- сразу стало
ясно, что это действительно ничего не имеет общего с унылым терлененьем
сладкодушных бардов.
«Человек с гитарой! Пожилое дитя
совка, воплощение русского регтайма, бита и мятежных шестидесятых, сгнивших на
корню от обильной сырости немощных сиротских слёз». На концерты бардов
«приходят в основном какие-то фанатики с трагическими лицами и жаждущие
душевности женщины за тридцать. Те, кто хочет обрамить своё субботнее
одиночество торжественным созвучием трёх аккордов»..«Гитары у меня всегда
…замызганные, пыльные, поцарапанные, как опустившиеся женщины, ставшие
нелюбимыми». - это из книги О Шеннона «Антибард».
Александр О Шеннон – автор чудесных песен. В них «морозное солнце
встаёт над Москвой», леди совокупляется с догом в Гайд-парке, воспитанница
хитрыми глазками глядит на своего учителя, «на рассвете карибского дня
негритянка разбудит меня, мелодично цепями звеня». Песенку «Istambul» крутили два года по «Русскому радио-2», совершенно
непонятно, почему перестали. В его песнях
героям можно всё. Сексуальные фантазёры и извращенцы помещены О Шенноном в романтические пряные красоты, отдающие душком
Вертинского. При этом они нежны, изысканы и интеллигенты.
Почему то красавчик О Шеннон попал в
тесные объятия КСП (клубов самодеятельной песни) и там его засосала
своеобразная, но покрытая плесенью среда песенных самопальщиков. Долгие годы
выступлений в упряжках с серыми бардами по клубам среднего пошиба довели О Шеннона до того, что он возненавидел россиян, пропевших
свою родину. О Шеннон заболел, пережил клиничесую смерть и состояние
невесомости между двумя мирами в реанимации.
Потом он бросил свою гитару,
поклялся больше никогда не писать песен, и написал роман «Антибард», в котором
жестоко разделался с породившей его средой. Роман издали 5-тысячным тиражом,
уже распродали и заказали О Шеннону написать ещё один
роман.
КОГДА К ВАМ
ПРИХОДИТ КЭГЭБЕЦ
-О Шеннон-
это не псевдоним. Это ирландская фамилия. Дед Александра-Джон Артур О
Шеннон. Буква «О» означает «внук», «шеннон»- какой-то кельтский бог. Джон Артур
О Шеннон старший был известным
ирландским террористом в 30-х годах 20 века, он боролся за свободу Ольстера-. Ирландия -
западноевропейская Чечня- в то время
представляла собой малину для всех разведок мира. Это был самый лёгкий
путь в Англию, все на кого-то тогда работали. Ирландский террорист работал
тогда одновременно на русских, немцев и американцев, в результате чего
окончательно запутался и
ему надо было куда-то сбегать. КГБ предложил ему работать во-
внешней разведке, дал звание капитана, засекретил. В КГБ был отдел Северо-Западной Европы, так
как О Шеннон старший знал 5 языков, ему предложили
работать именно в этом отделе. Дедушка выучил для работы норвежский, гальский.
Приехал в СССР работать он не один, а со своей
ирландской женой, которую звали Хелен Макнамара. Она была связной, бывшие
ирландские террористы работали с норвежским сопротивлением. Дед будущего
антибарда дослужился до полковника, имел много русских и норвежских наград, но
ни разу их так и не надел.
Дед ни разу не слышал песен внука, он был к ним абсолютно
равнодушен. Всю жизнь он жил в своём мире, он был остроумнейшем и начитанным человеком. Имел огромную
библиотеку, до 70 года семья О Шеннонов жила в старинном купеческом особняке. Потом
жильцов выселили, деду. дали
квартиру в кэгэбэшном доме на Преображенской площади.
Внук
ирландца характером был в деда. Из 8 класса его выгнали за злостное
хулиганство, его даже пытались отправить в специнтернат, но дед внука отмазал.
Злостное хулиганство юного О Шеннона состояло в том,
что на весенних каникулах на стене школы он нарисовал карикатуру завуча. Так О Шеннон попал в
ПТУ, половина его однокашников сидела по тюрьмам за правонарушения. Террористический ген предков в О Шенноне
трансформировался в художественный, в результате юноша из номенклатурной семьи попал в журнал «Столица». и стал замом главного художника.
Одновременно с этим он стал писать песни и стихи, научился ходить в походы,
участвовать в слётах КСП.В своей среде он быстро
прославился, написав нестандартный для костровых песенников шлягер «На станции Панки живут лесбиянки».Был период, когда Александр
был страшно влюблён в Гребенщикова и подражал ему. Это до сих пор единственный
музыкант, которого О Шенон может слушать.
В бурные 90-е, когда «Столица» накрылась,
Александр стал челноком , ездил в Данию за дешёвыми
тряпками. Рисовал в изданиях, выступал с группой «ВИА». О Шенон побывал во
многих странах Жил некоторое время в Англии у родственников, занимался там тем
же, чем в России-
рисовал для изданий, даже иллюстрировал маркиза де Сада. Был в Турции на
каком-то фестивале от студенческого театра МГУ, для спектаклей которого писал
песни. Там написал свой шлягер «Istambul”.
О Шеннон 3 раза был женат и 3
раза разводился. Всё как то -быстро заканчивалось, от
браков оставались воспоминания и дети.
Первая жена Александра была литовской полячкой из древнего рода, ей
нравились стихи Александра. Со второй он
познакомился, когда девушка - училась в
Плехановской академии. Третья жена
приехала в Москву в рваных сапогах из Сибири,
из Красноярска, чтобы учиться в ординатуре. Теперь она - президент
ювелирного концерна.
ИМЯ НЕ СДЕЛАЛ
Лет 10 назад вышла первая кассета О
Шеннона. Она имела знаковое для его поколения название «Я заплутавший
мальчик». В то время многие вскормленные в инфантильности бывшие совки
чувствовали себя заплутавшими мальчиками. Те, кого
жизнь не успела заставить быстро
повзрослеть. Затем была кассета «Ангел на белом козле». Опять же характерное
название – с годами инфантилы сохраняют ангельское представление о себе, но
продвижение по земле без попадающихся навстречу козлов проблематично. Кээспэшники в это время потихоньку стали
перебираться из лесов в московские клубы среднего и низкого уровня. Стухшая
романтика, наследство розового
протеста незрелых совдеповских душ,
раздражала потомка ирландцев, но он как
человек с гитарой, не мог найти сбыт своей художественной продукции в другой
среде. В 2000 году Александр выпустил книжку стихов «Ирландский блюз».
-У меня много поклонников и
поклонниц- не одна тысяча. Когда я выступаю, они дарят
мне обычно коньяк, покупают мои диски. Но имя по настоящему я так себе и не
сделал. В конце концов вся эта бардовская эпопея мне
надоела. Меня стало тошнить от песен, выступлений, музыки. Я 10 лет не слушаю
музыку. Могу слушать только классику. Я понял, что единственное, чем хотел бы в
жизни заниматься- это проза. Я стал много читать,
поступил на заочное отделение Литературного института. Мне захотелось
попробовать написать книгу. Я понял, что либо надо писать, либо- учиться писать. Я выбрал первое. Через год рукопись была
готова и меня издали в издательстве «АСТ».
РЕАЛИСТ И ЧЕРЕСЧУР РОМАНТИК
-Написав роман, вы выбросили
гитару?
-Гитара моя стоит дома у мамы с
папой. Родители, как и дед, ни разу моих песен не слышали. И книгу не читали.
-А барды?
- Барды читали.
за книгу на меня не обиделись. Большинство знакомых
книгу даже одобрили.
-Вы, этакий
иронический псевдоромантик в своих песнях, в прозе придерживаетесь строгого,
иногда даже пафосного реализма…
-Я считаю себя реалистом, но при
этом я чересчур романтик. Окружающий мир меня абсолютно ни в чём не удовлетворяет. Все остальные пытаются быть романтиками, актёры,
певцы делают их романтиками. Я никакой
романтики в искусстве не вижу. На то оно и искусство чтобы всё делать
искусственным.
У нас был очень наивный, до
глупости, высосанный из пальца романтизм шестидесятников-
престарелых бородатых мальчиков. И это до сих длится. К власти пришли люди, которые думают,
что они знают больше всех. Но они не понимают простой вещи: мир, который
существовал недавно- он кончился. Наступает новая эра,
когда все понятия переменятся, минус станет плюсом, догмы, нормы, постулаты
нравственности и морали- всё это переменится. Тот мир который мы видим- его уже нет. Всё рухнет и возникнет что-то новое.
-То
есть вы считаете, что нашему обществу не хватает какого-то нового, трезвого
реализма, и чтобы он возник, вы боретесь с романтизмом слюнтявым, сентиментальным,
мутировавшим в океан попсы?
-Борьба с романтизмом- это не то, что борьба, а просто желание показать
окружающим людям что есть что-то ещё. Я хочу,
чтобы к своим песням они не относились как к божественному дару. Песня-
это всего лишь песня. К этому надо относится с холодным разумом.нному дару. Песня- это всего лишь песня. К этому надо
относится с холодным разумом.
Но у вас, наверно, тоже был период увлечения
этим романтизмом!
-В 13 лет мне очень нравился
Окуджава. Он безумно талантливый, но является воплощенной иконой
шестидесятничества. Потом я понял, что любое иконборчество заканчивается
повешением икон.
У меня нет радио, по ТВ я смотрю
только канал «Культура», обычно в обкуренном состоянии. Бог разговаривает с
нами через ТВ. Это надо почувствовать и расшифровать. Об этом пишу в своём
новом романе.
-Это будет «Антибард-2»?
- Антибарда-2 не будет. Это будет
что-то совсем другое.
-Как антибард вы не смогли
прорваться в обойму тех, чьи песенки крутят по радио с утра до ночи. Ваше песенное творчество, очевидно, не смогло
привлечь артменеджеров из-за маргинальности ваших текстов. Литература же
сегодня, напротив, поощряет творчество «погорячее»,
поабсценентней. Вам хотелось бы в литературе добиться более широкой
известности?
-Хотелось бы успеха? Именно
литературного- хотелось бы. Меня привлекает в нём то, что он
спокойный. – нет узнавания на
улице, девушек с коньяком и цветами, - всей этой атрибутики утомительной.
-В ваших текстах часто мелькает
фашистская атрибутика. Недавно вы написали песню на иронические стихи В.Емелина
«День рожденья Гитлера». С чем это связано?
-Песня про
девушек в кожаных юбках имеет
отношение к эстетике секса, а не к эстетике фашизма. Вообще, мне нравится
эстетика фашизма, придуманная мифология, но абсолютно не нравится то, что они
вытворяли.
-Красота спасёт мир?
-Красота этого мира может спасти
меня, но я не знаю, где её искать -её уже нет. Я так
думаю, что Россию мог бы спасти 4 рейх без излишеств.
-А где, по вашему,
проходит грань между излишествами и необходимым?
-Эту грань найти трудно, но можно.
-Гены дедушки- террориста
больше не стучатся в ваше сердце?
- Я иногда вяло браню англичан.