Юрий Штапаков

ПОЧЁТ ПЕЧАТИ

 Юрий Штапаков- один из художников  Петербурга, который когда-то сделал свою первую ручную книгу, и с тех пор «подсел»… С тех пор прошли годы, но его любовь к этому занятию только возрастает.

 

Началось всё это примерно в 1991 году с французского поэта  Блёза Сандрара. Юрий Штапаков разговорился с приятелем библиофилом из Лозанны. Тот ему рассказал о существовании полумифической книжки поэта, посетившего во время революции Новгород. Тексты  Блёза сохранились, но книга канула в Лету. Юрий Штапаков от руки написал текст, нарисовал картинки – так родилась его первая ручная книга. Потом был проект в музее Ахматовой «Дембельский альбом», в котором участвовали все самые яркие молодые художественные силы Петербурга. Тема рукописного альбома, дневника, записной книжки обострила желание Юрия делать свои ручные книги  с текстами любимых поэтов и писателей. Любовь  Юрия к Хармсу и хламу способствовала плодотворному развитию этого увлечения.

 Как и многие художники, Юрий Штапаков любит подбирать всякий ненужный хлам, любоваться им и находить ему новое, неутилитарное, чисто эстетическое применение. Как-то Юрий  забрался на территорию заброшенного завода «Красный треугольник», нашёл там залежи потрясающей коричневой обёрточной бумаги с толевой прослойкой, эта то бумага и вызвала в художнике необычайный прилив фантазии и вдохновения. Ещё Юрий любит собирать старый потёртый протоптанный линолеум в покинутых домах. Однажды он сделал при помощи такого линолеума свою первую линогравюру- внимательно всмотрелся в покоробленную поверхность, увидел какие-то контуры, напоминающие людей, усилил эту фантазию, процарапал рисунок, сделал отпечаток. «Ведь это Хармс! Эти уже готовые линии, в которых можно увидеть какую-то проступающую рожу, руку, человечка. Эти следы каблуков и каблучков, может быть, падения кухонного ножа или разбитой во время скандала посуды! Все эти следы подлинной жизни коммунальных ленинградских квартир- и их можно увековечить, отпечатать на бумаге. Это настоящее Броуновское движение! Люди уже бессознательно поработали на этих поверхностях!!», - что то этакое подумал Юрий.

Так родилась серия иллюстраций Штапакова к произведениям Хармса. Но, выставив в галереях свои раскрашенные линогравюры, Юрий на этом не успокоился. Ему захотелось сделать свою книгу Хармса под названием «СДЫГРАППР». Юрий сфотографировал своих друзей в палатах брошенной больницы, раскрасил фотографии, выведенные на принтере на толевую бумагу красной краской. Получился мрачный коричневый альбом, переплетённый проволокой, украшенный жестью, с линогравюрами, фотографиями, стихами Хармса, написанными от руки. Ещё не читая Хармса, читатель погружается в тоталитарную корёжещую атмосферу насилия железных производств, нормативов, судов, и выход оттуда один- безобразный абсурд, сумасшедшая клоунада, уродские человечки из линолеумных отпечатков.

С тех пор линогравюры, сделанные при помощи старого линолеума- фирменный приём художника Штапакова.

-Я вынимаю людей, которые уже есть. Я вообще люблю работать по чёрному холсту. Белое- это ничто. Тёмная комната- это комната, где всё уже есть. Важна графическая составляющая мира- красота вещей. Стоит только включить свет- и всё, что там было, выявляется. 

            -То есть для тебя живопись, графика- это что-то вроде Платоновского припоминания?

            -Нет. Это не припоминание. Это доставание из мрака.

           

Ситуация в Петербурге с ручной книгой такая, что никто этим практически не занимается, обучаться изготовлению художественной самодельной книги негде,  в Петербурге нет коллекционеров, которые покупали бы эти раритетные книги. Покупают иногда библиотеки- Эрмитажа, Русского музея, Публичная  библиотека, отдел эстампа покупает книги у художников и  составляет  свои коллекции. В Москве и на западе такие книги можно продать- очень дорого.  Самые великие профессионалы и знатоки ручной книги в Петербурге- это художник и куратор Михаил Карасик и издатель Пётр Суспицын. Михаил Карасик уже много лет занимается кураторскими проектами «Книга художника», Пётр Суспицын является главой издательства «Редкая книга из Санкт-Петербурга». Когда Карасик и Суспицын задумывают новый проект, то в нём обычно принимают участие лучшие графики Петербурга, принимают участие с огромным удовольствием.

Искусство ручной книги как-то выпало из наезженных систем функционирования советского и постсоветского изобразительного искусства. Когда то в городе функционировала мастерские-печатни, но инфраструктура печатен была разрушена перестройкой.  Русскому человеку, который задался идеей отпечатать на станке штук 20 книг со своими авторскими гравюрами и текстами, пойти в Петербурге практически некуда. На западе же ручная книга в почёте и в моде, началась эта мода примерно с 60-х годов. Во всех художественных учебных заведениях учат мастреству изготовления ручной печатной книги, более того, во многих городах Европы и Америки существуют ворк-шопы- мастерские, где стоят печатные станки для изготовления офортов, литографий, где есть бумага и краска, куда может придти человек любого уровня подготовленности и, внеся небольшую плату, может сделать самостоятельно свои книги или проделать это под руководством мастера. 

В Петербурге же секретам изготовления ручной книги обучаться негде, как и современному искусству. Даже в Академии художеств современному искусству не учат. Художник, если хочет работать в контексте современной мировой художественной культуры, должен всё открывать и познавать сам, вне всяких структур. «У нас в России всё искусство закончилось Репиным, в лучшем случае- Татлиным и Родченко. Далее было 70 лет лакуны», - считает художник. За границей повсюду есть курсы ручной книги. Через Интернет можно узнать, какие потрясающие книги делают художник во всём мире. У нас же художники делают всё интуитивно, знания их и технологии часто недостаточны.

Юрию Штапакову повезло,  ему удалось стажироваться в институте Тамаринд в США, в городе Альбукерке. Вместе с тремя петербургскими художниками- Таней Козьминой, Пашей Шугуровым, Леонидом Строгановым под руководством кураторов  Петра Швецов и Маши Коростелевой  Юрий прошёл курс обучения, научился очень многому новому- особенно тонкостям литографии. Более того, он был потрясён, насколько во всём мире велик интерес к ручной печатной книге художников. Во многих западных институтах слышны призывы: присылайте к нам учеников, мы научим!

Увлёкшись ручной книгой, Юрий Штапаков и Пётр Белый решили создать в своей мастерской студию печатной книги. Так в  2002 году родилась Санкт-Петербургская Печатная студия.  Художникам хотелось отойти от привычной практики, когда мастерская- это норка для одинокого творца. Художники хотели, чтобы был контекст, чтобы все интересующиеся ручной книгой, могли бы обмениваться идеями, могли бы воплощать  свои идеи в их мастерской на их станках. Им захотелось создать своеобразный  ворк шоп у себя, но не на коммерческой основе, а на основе симпатий к тем или иным художникам. Хотите сделать линогравюру, литографию, побаловать себя офортом или сухой иглой, высокой, глубокой или плоской печатью- пожалуйста. Штапаков и Белый приглашают в свою студию художников, которые им близки, которые им интересны. За 4 года здесь поработали и сделали свои печатные книжки Арон Зинштейн, Феликс Волосенков, Юлия Зарецкая, Михаил Гавричков, Петр Швецов. Более того, по Интернету о мастерской узнали художники из Ирландии, Америки, Франции и ради общения с коллегами они прибыли в Петербург и тоже поработали с нашими мастерами.

В результате  Штапаков и Белый потихоньку создают в своей печатне коллекцию художественных ручных книг.  Два проекта привлекают их- ручная книга и большая гравюра, для изготовления которых в их  мастерской есть условия. Арон Зинштейн уже заинтересовался не только ручной книгой, но и большой гравюрой, так что можно ожидать от него нового витка в творчестве.

Пётр Белый и Юрий Штапаков –преподаватели Смольного института свободных искусств и наук. Уже год они ведут группу студентов, обучают их печатной графике. Вместо курсовой студенты должны сделать свою книгу.

Пётр Белый, с которым Штапаков делит пространство мастерской- известный в Питере актуальный художник. Юрий Штапаков себя к актуальным художникам не относит. «Я не могу страстно делать карьеру, как они. Я не люблю бизнес, с которым современное искусство сильно переплетено. Мне ближе ощущения художника-шестидесятника, который, как святой Иероним, сидит в келье, что-то пишет, не озабочен самопродвижением», - говорит Юра.

Но в последнее время ситуация меняется. В мастерскую приходят коллекционеры, люди из издательств. Совершенно оригинальным путём пошло петербургское издательство «Вита Нова». Они сразу решили издавать шикарные, дорогие, редкие книги, сделанные при помощи лучших современных художников, книги для семейных библиотек, рассчитанных на пользование несколькими поколениями. «Вита Нова» оживила ситуацию с книжной графикой. Штапаков проиллюстрировал шикарную книгу Хармса, изданную в «Вита Нова», на очереди- книга поговорок.

Но всё же абсурд- это любимая тема Штапакова. Он сделал ручную книгу «Лимерики», где собраны стихи абсурдистов, написанные особым видом стихосложения. Тексты стихов Штапакову пришлось писать левой рукой, так как у него слишком красивый почерк, что не соответствует духу абсурда. На форзац Штапаков приклеил старые отечественные обои 60-70 годов, что придаёт книгам ощущение особой унылой теплоты и грусти по поводу  бега времени.  «Я люблю воспринимать жизнь как абсурд- с долей юмора, иначе неминуемо можно впасть в томительную депрессию», - говорит художник. В самой биографии Штапакова можно найти долю юмора и абсурда. Он родился  в Ленинграде в Лавре, учился  в схш, потом в  архитектурном техникуме, в армии он давал первые  подпольные концерты «Аквариума», за что был  чуть не сослан в нехорошие места. Стал свободным художником с 1985 года, вместе с осовобождающей перестройкой.

Среди ручных книг Штапакова- «Старуха» Хармса, Люьис Кэрролл на английском языке, потрясающая «История солдата» в обложке, обтянутой солдатским шинельным сукном. В перспективе- изготовление книги со стихами трёх питерских поэтесс, предельно откровенно пишущих о своём женском. Книга будет иметь треугольную форму, иллюстрации будут сделаны в виде цифровых фотографий разных предметов из натюрмортов, вызывающих соответствующие ассоциации…

Недавно книги Юрия Штапакова выставлялись в Египте, в Александрии, на 2 биеннале авторской книги. Там было много книг, от России- только книги Штапакова и Зарецкой.

 

Кстати, Юрий мне в двух словах объяснил, чем отличается высокая печать от плоской и глубокой.

Высокая печать- это линогравюра на дереве, здесь важна отпечатанная окрашенная  поверхность, процарапанный рисунок остаётся без цвета. Плоская- это монотипия, литография, когда главное, что работает- это плоскость рисунка. Глубокая- это офорт, сухая игла. Здесь цвет имеет как раз процарапанный рисунок, линии и штрихи.

 

 

Hosted by uCoz