СЭМ ТЭЙЛОР-ВУД

 

 

Я зависла. Я зависла.

Сделай enter и сделай delete.

Я зависима. Я зависима.

У меня сердечная чакра болит.

 

            В Инженерном Замке c 24 ноября по 15 января проходит выставка  Сэм Тэйлор-Вуд. Это вторая выставка, организованная Отделом новейших течений Русского музея и посвящённая знакомству петербуржцев с представителями  движения «Молодые Британские Художники» (YBA). Первая из этой серии прошла год назад там же, носила название «От колыбели до могилы» и представляла творчество Дэмиана Херста.

            Большеглазая 37-летняя блондинка с Гейнсборовским типом лица  привезла нам из Британии плачущих, танцующих и подвешенных в воздухе мужчин, парящую над полом саму себя, а также гниющие фрукты.

            Каждый из небольших залов Замка превратился в обиталище  сложных чувств и  смыслов. Стена первого  зала выставки  выглядит как своеобразный иконостас, только вместо икон святых мы видим серию фотографий «Плачущие». Плачут голливудские актёры, к которым Сэм врывалась и рассказывала печальные истории. Дастин Хоффман плачет голым, очевидно в ванне, прикрыв лицо рукой. Эд Харрис- в небритом виде, похожий чем-то на похмельного русского бомжа, уставшего от жизни. Только пиджак у него шикарный. Лоуренс Фишбёрн рыдает как большой чёрный ангел, идущий от света в конце тоннеля. Это смешно, но и трогательно, это вызывает тайное женское злорадство, которое по- русски звучит  как «Отольются кошке мышкины слёзы», но и настраивает на примирение полов и надежду на победу общечеловеческого. Если уж мужчины зарыдали... Возможно, это что-то глубоко национальное. Вспоминается английские детские стихи «Из чего сделаны парни?» «Из крокодиловых слёз», акже, между прочим... «Есть очень слабые самцы, их плохо сделали отцы».

            Во втором зале мы опять видим что-то дико смешное, но и душераздирающее одновременно. Длится бесконечная видеозапись. Один человек лежит неподвижно, другой отбивает на нём чечётку, у плясуна на голове перебирает лапками белый дрессированный голубь. Заканчивается эта видеоинсталляция под названием «Вознесение» тем, что человек плясать перестаёт, а голубь улетает. Затоптанный труп лежит как и прежде. Веселящаяся ритмично живая душа над бревнообразным телом, ликование канатного плясуна из Ницше, искусство ближе к Богу, чем недеяние, жизнь как пляска победителя  и бесконечное и т.д. и т.п. приходит в голову. «Я лень, я полено до Буратино, но это обратимо». Сэм- мастер ироничной многозначности, переходящей в поиск религиозного экстаза.  

            Далее нас встречают «Автопортреты в воздухе». Сэм сняла саму себя, подвешенную на тросах в своей мастерской с «белым потолком и правом на надежду», потом она затушевала на фотографиях эти подвески. Получилось, что она занимается левитацией, застыв, как прекрасная скульптура  в воздухе.  Художница пребывает в зависшем состоянии с акварельного розоватого утра до серебристых сумерек, о чём свидетельствует смена лондонского света за окном. Вечерний «Автопортрет» показывает нам Сэм висящей вниз головой, как поплавок, утягиваемый  на дно. Зависание птиц в положении лёжа.

            В фотосерии, сделанной Сэм на территории французского замка, во время работы с танцем, перед зрителями предстают мужчины вверх ногами. Сэм сняла их во время прыжков. «Моя пята она прекрасна. Она как пятачок у хрюшки. Розовожёлтоскладчатообразна. И из неё я высюсь к небу». Парадоксальным образом грязные  земные пятки застыли в беге под сводами, вертикально разбросанное движение мужчин противонаправлено   подчёркнутой горизонтали художницы в «Автопортретах». Мужчины возносятся при помощи мускул, Сэм показывает их в начальный момент падения после достижения наивысшей точки.

            Видеопроект «Струны» привезён специально для русской аудитории. Квартет музыкантов во фраках исполняет музыку Чайковского, над ними на струнах, прикреплённых к кожаным трусам,  висит украинский танцор, солист королевского театра в Ковент-гарден Иван Путров. Прекрасный, как Себастьян, он делает замедленные па в воздухе, иногда переворачиваясь, будто в утробе матери. Верх и низ не соприкасаются, порождая у зрителей смесь комических комментариев и ощущение безысходной разобщённости персонажей, которую не способна склеить даже общая гармония музыки. У музыкантов свои струны, у художницы или Бога, подвесивших Ивана- свои.

            В последнем  зале классический натюрморт из живых фруктов превращается за 4 минуты сначала в торжествующий выброс белой плесени, захватывающий  своим «ведьминым киселём» из «Сталкера» покрытые гнильцой бочка груш и персиков,  затем в кучку мёртвого непонятно чего. Знакомый в быту процесс, заснятый художницей за 9 недель и сжатый до нескольких минут, болезненно притягивает и фантастически красив. Интересно, не оторваться. «О, блин, я старая какая. Не место мне среди людей. Себя я сильно презираю. Хочу лежать средь овощей». Классика протухает на глазах, сменяясь импрессионистическими мазками и переходя в мёртвый компьютерный абстракционизм, над которым уже даже мошки не кружат.

            В 90-е  годы  модную художницу Сэм Тэйлор-Вуд, жену успешного арт-диллера Джея Джоплинга,  отличали провокативность и агрессивность творчества. Серии фотографий «5 революционных секунд» -панорамная съёмка с охватом 360 градусов, изумили арткритиков своей метафизической глубиной. Регистрация жизни людей вокруг, застигнутая врасплох, сделанная из центра- Я- художницы, возможно, заявила о новом видении поколения YBA.  «Ну а если ж ты раскинулся внезапно Посреди густошёрстной толпы Воспринимай это как новую данность. Всё движется вокруг, а центр вращенья – ты!».

            Гедонистическая «невыносимая лёгкость бытия», накрывшая европейское сознание конца 20 столетия, сменилась грустным и сентиментальным состоянием «зависания», «вознесения». Напрашивается забытая эстетическая категория «возвышенного». Но вместо всё убивающей постмодернистской иронии, «воплей солипсистов», гендерной сатиры и разрушенных в пыль идеалов, проступает новая человечность, искренность и теплота. Боль пробуждённого льдом сердца.

            Я густо снабдила заметку о Сэм Тейлор-Вуд строками из своих стихов. Творчество британской художницы показалось мне нестерпимо близким, буквально к каждой её работе у меня есть поэтическая цитата. Я никогда не была в Англии, но есть общий воздух и общее дыхание одного поколения, которое не знает границ.

           

 

Hosted by uCoz