Константин Тублин

В поисках нежного хобби

 

Недавно в культурном центре «Англия» прошла выставка фотографий Константина Тублина «Печать на лице». Совершенно неожиданно выяснилось, что хозяин петербургского издательства «Лимбус Пресс» -замечательный интересный фотограф со своим лицом и узнаваемым почерком. Особенно узнаваем его почерк от того, что фотографии Тублина растиражированы, наверное, уже миллионными тиражами, ибо всякий их мог видеть на многих книжках, изданных «Лимбусом» за 20 лет своего существования. Все эти чёрно-белые фотографии голых, раскованных, смешных девчонок на обложках- всё это, оказывается дело Тублина. Очень удачные портреты авторов книжек- хорошая девчонка Денежкина и красивая девушка Полина Осетинская- это, оказывается, тоже дело Тублина. Красивые женщины с античными спинками- тоже Константин снимал. А мне то всегда казалось, что за стенами Лимбуса скрывается целый полк талантливых дизайнеров и фотографов, и вот они то и  выработали фирменный Лимбусовский обложечный стиль, соответствующий направлению издательства- новые молодые девчонки Петербурга, с так себе телами, подпорченными урбанизацией, но девчонки умненькие, жизнерадостные, интеллектуальненькие, что написано у них на всех местах. Свежие улыбки нового времени. И вот этот загадочный закулисный цех, порождающий стиль,  оказался Константином Тублиным-фотографом и Александром Веселовым-художником. Тублин фотографировал, Веселов делал из снимков обложки…

 

В апреле выставка фотографий Константина Тублина пройдёт в  галерее Букбери в Москве, а 26 мая - 1 июня в Лондоне, в галерее Art Space.

 

-Константин, какие у вас ещё есть таланты, кроме издательского и фотографического?

-Талант делать деньги.

-А какой из ваших талантов вам самому больше всего нравится?

-Денежный, конечно. Он на первом месте. А остальные на втором. Больше всего мне нравится заниматься бизнесом, не книжным. Издательский бизнес – это скорее хобби, так же как и занятия фотографией.

-Зато фотография- наверное самое древнее  хобби, хобби из детства, в отличие от остальных?

-Да, я, как и все, в детстве что-то фотографировал. У меня была «Смена». Конечно, мне хотелось фотографировать голых девчонок- одноклассниц. Но они во времена моей юности были такими скромными, неприступными. И я снимал воробьёв на улице и городские пейзажи, ерунду всякую. Потом всё это забросил.

-Увлеклись деньгами?

-Да. К сожалению, чтобы быть свободным человеком, нужно заработать энное количество денег. Но в каком то возрасте, когда достиг нужной степени свободы,  вдруг понимаешь, что в гроб с собой кошелёк не возьмёшь. Что есть какие- то важные вещи, которыми ты хотел всегда заниматься, но которыми не занимался, когда делал деньги. И понимаешь, что если ты этого не сделаешь, то ты не сделаешь что-то очень важное и правильное. Так я понял, что должен опять взять в руки фотоаппарат..

-Но уже не «Смену»?

- Нет, я разу взял в руки очень дорогой плёночный фотоаппарат. Цифровые камеры мне сразу как-то не понравились. Может быть, тяга к плёнке у меня была спровоцирована общением с фотографом Александром Китаевым…

-Он ваш учитель?

-Нет, хотя он очень повлиял на меня, благодаря ему я понял, что такое художественная фотография. Долгие годы Александр Китаев снимал мою семью, и вот, в процессе общения, я всё больше проникался идеями художественной чёрно-белой фотографии. 

-Но ваши работы совсем не похожи на работы Китаева!

-Да, я снимаю совсем по-другому и исповедую совсем другие принципы,  Китаев любит лить много серебра в бром-серебряной фотографии, а я к этому равнодушен. Главное, что мне даёт Китаев- это понимание того, какой может быть художественная фотография.

-Фотография для вас бизнесом не станет?

-Иногда я продаю свои фотографии, дёшево, по 500 долларов. Иногда журналы и издания просят у меня фотографии. Но это не бизнес.

-А книжное издательство- это что, прибыльный бизнес? Вот я слышала, что у нас 80 процентов книг, которыми завалены прилавки, издаётся монополистами, которые душат маленькие издательства.

-Душат е душат, но это колоссальный бизнес, в России оборот книжных денег достигает 5 миллиардов, и тенденций к снижению нет.

-А где вы берёте своих моделей? У вас такие интеллигентные, но при этом свободные и раскованные девушки.

-В городе Петербурге 5 миллионов жителей, есть из чего выбрать. Я  говорю друзьям- мне бы вот рыженькую, или наоборот- с гладкими волосами.  И кто-то откуда то мне какую-нибудь свою подружку приводит.

-С профессиональными моделями не работаете?

-Никогда! Они какие-то лакированные и зажатые. Мне нравятся непрофессионалки. Работать с ними приходится долго. Обычно снимаешь 4, 5 часов, и вот когда все на последнем издыхании- и модели, и фотограф, когда девушки готовы растерзать своего мучителя, вот тут-то и рождается искренний живой снимок.

-А как вам удаётся раздевать своих моделей?

-Как-то удаётся. Правда, девушки в  голом виде обычно оказываются страшненькими, меня даже это удивляет, в одежде то они были очень даже ничего. А в голом виде, когда сильный свет устанавливаешь- то целлюлит в ненужном месте высвечивается, то гусиная кожа какая-то.

-Но вы снимаете не только голых девушек, вот Полина Осетинская у вас в кофточке.

-Она –моя соседка по московской квартире, я её часто встречаю во дворе. И как тут было не сфотографировать её для обложки её книжки «Прощай, грусть!».

-Полина оказалась хорошей моделью?

-Снимок получился не сразу, сначала она долго укладывала волосы, была чопорной. И только когда мы с ней выпили по бренди, и ещё выпили, вот тут то снимок и получился!

-Глядя на него, про бренди даже и не подумаешь!

-Полина- прекрасная девушка! Очень умная и интеллигентная, покладистая и вменяемая. Она всё прекрасно понимает, у неё колоссальный опыт умения общаться с публикой, с прессой. И книжку свою, между прочим, она сама написала, всю от начала до конца. У неё явно есть литературные способности.

-Мне тоже так показалось! Не видите ли вы в ней новую свою лимбус-звезду Денежкину?

-Денежкина совсем другая, полностью противоположная. Но у неё удивительный дар- ставить рядом привычные обычные слова, и из этого рождается ощущение чего-то нового, свежего. 

-Ходят слухи, что Денежкину вы сделали из ничего, что её талант – это коллективная работа всего «Лимбуса»?

-Да, Коровин сильно потрудился над рукописью- но ни одного слова он не писал, он только сокращал и сокращал её объёмные  тексты.

-Но вернёмся к вашем главному хобби в жизни- к фотографии. Кроме голых девушек вы что ещё любите снимать?

-Девушки, между прочим- это всего то несколько фотографий. А так я всё снимаю. Труднее всего снять старую пишущую машинку. Главный художник нашего издательства Александр Веселов является моим направляющим ангелом. Он мне говорит- сними  то, сними это для той или иной обложки. И все лучшие мои кадры спровоцированы им. Больше всего я бился над его заданием- снять старую пишущую машинку так, чтобы эту фотографию можно было поместить на обложку. Однажды он посоветовал мне сфотографировать мокрые крыши старого Петербурга, которые видны из окна моей мастерской. Я подумал, что это нереально. То дождя нет, то темно уже. Однажды я проснулся от шума ливня. Схватил фотокамеру, но света практически не было. И тут как подарок- дождь кончился, внезапно выглянуло солнце, и такие крыши мне удалось снять!

-У вас потрясающий вид из окна!

-Раньше тут рос огромный двухсотлетний тополь. Он заполонял своей жизнью всё вокруг, следы его жизнедеятельности были здесь повсюду. Пейзаж из окна был другой. Но летом его спилили...  

-Я, как писатель Олег Базунов и как потомок друидов и эльфов, обожаю городские тополя, особенно древние. Не рассказывайте таких душераздирающих историй. Вы, наверное, колоссально начитанный человек. Вы все книги прочитываете, которые издаёте?

-Нет. Всю мировую классику я прочитал в юности, до 20 лет. Потом как издателю мне пришлось изучать то, что пишут современные авторы. Но читаю я не всё, у нас в издательстве работают профессионалы. Жена моего отца, Ольга Тублина, очень образованный человек, возглавляет редакцию. Я доверяю её вкусу. Читать я стараюсь то, что мне интересно. Недавно была презентация в книжном магазине- я был потрясён, как много книг, и как мало из них тех, которые мне хотелось бы читать.   

   -Вот вашему издательству уже 20 лет. Есть ли книги, которыми вы как издатель гордитесь?

-Из тысячи выпущенных книг есть по крайнеё мере 20, которыми я горжусь, которые войдут в историю русской культуры. Это изданный нами  Салман Рушди, его великая книга «Дети полуночи» и не менее великий роман «Прощальный вздох Мавра». Также это        "Голая пионерка" Кононова,  "Толстая тетрадь" Аготы Кристофф,  "Страна      происхождения" Дмитрия Бакина. Кроме того мы издали трехтомник Довлатова первыми в стране,  практически открыли его для большой публики. Также можно назвать  эротические рассказы Моравиа,  мы издали Филиппа Рота, Лимонова, Гарроса и Евдокимова, Рубена Гальего… Кстати, Гальего научил меня по новому относиться к русскому языку. Меня потряс его язык- очень чёткий и ясный, там нет такого, что задаётся один вопрос, а отвечают на другой вопрос, что сплошь и рядом встречается…

-Рубена Гальего мне открыла Юля Беломлинская…

-Юлька- это моя подруга детства, мы вместе росли, были соседями. И я считаю, что она один из лучших литературных критиков России, она умная и добрая, и очень здорово о книжках пишет, мы сейчас издаём её литературную критику.  Я бы её поставил в один ряд с Виктором Топоровым и Львом Данилкиным.  А «Бедная девушка» и её проект одноимённый- это всё бирюльки.   

-Да, иногда проходят годы, пока человек поймёт, что он в жизни делает лучше всего и чем ему лучше всего заниматься. А поэзию вы издаёте, ну, как в других издательствах, как некоммерческий проект, как довесок к тому, что даёт деньги?

-Иногда издаём- не больше одной- двух книг в год.

 

Hosted by uCoz