Фридрих Вилле, ювелир
ВЕНА НА НЕВЕ
В Петербурге, на Невском открылся магазин ювелирной австрийской фирмы «FREY WILLE». Прелестные ювелирные украшения с эмалью, с узнаваемыми рисунками в стиле модерн, с орнаментами, относящими к творчеству Густава Климта, Клода Моне, Альфонса Мухи, с греческими и египетскими мотивами теперь можно купить не только в Вене, в Пекине, Праге, Будапеште, Париже, Италии, в Германии и Лондоне, в Москве и Алма-Ате, но и у нас. То, что у нас, это очень замечательно, где как не у нас город наполнен интеллигентными женщинами, работницами ВУЗов, преподавательницами литературы и иностранных языков, тихими служительницами музеев и громкими профессиональными экскурсоводами с натруженными голосами, даже красивые стройные дивы на джипах- все где-то и как-то чему то учились, ибо жить в этом городе, ходить по этим каналам, среди этих заново покрывающихся первозданным глянцем дворцов и не любить всем своим женским существом стиль модерн, эти северные ассиметричные изгибы ледяных цветов- это практически не реально.
В ресторане «Палкинъ» прошла презентация изделий «FREY WILLE», концепт показа был придуман и осуществлён режиссёром Сергеем Луковским при помощи девушек из модельного агентства, которых он нарядил в длинные шёлковые юбки, а спереди их тела были прикрыты искусственными длинными прядями волос.
Хозяин австрийской фирмы Фридрих Вилле рассказал сначала о дизайнерской и торговой политике своей фирмы, потом- о коллекциях ювелирных изделий, потом- всё больше- о себе.
-Доктор Вилле, вы говорите, что ваши изделия особенно любят женщины с университетским образованием. Ваша мама, наверное, тоже была женщиной с университетским образованием?
- Нет, у неё не было университетского образования, но ей нравились наши украшения. Хотя- другое поколение, другие вкусы...
- То есть вы первый в своей семье занялись ювелирным искусством?
-Нас в семье было 6 детей. Отец адвокат, мать предприниматель, она была бизне-вумен в области строительства. Мой отец направил меня на этот путь- занятиями искусством. Я получил образование в одной из элитных школ, я изучал древнегреческий, латынь, историю. Меня это очень увлекало. Отец водил меня по музеям, каждый выходной мы бывали в музее естествознания, или художественном музее, мне это очень нравилось, я хотел заниматься сложными вещами. Но выбор был поставлен между юриспруденцией и экономикой. В экономике тогда не было докторов, сейчас есть. Мать сказала мне, что хотела бы, чтобы я занимался социальной экономикой. В результате я получил образование и пошёл работать аудитором.
-То есть встреча с художницей и владелицей фирмы «Венская эмалевая мануфактура» Михаэлой Фрей была несколько случайной?
-Да, я познакомился с ней в художественной среде. У неё возникли трудности, она предложила мне стать генеральным менеджером фирмы, существовавшей с 1951 года. Потом я передумал, но затем стал партнёром Михаэлы Фрей. 26 лет назад, в 1980 году, после её смерти я возглавил компанию и стал выпускать новые ювелирные изделия с новой философией.
- В чём она заключается?
-Многие любят искусство, но носить его на себе не получается. Мы делаем удовольствие носить искусство на себе доступным каждый день. Никто не хочет быть копией другого. Вы- интроверт, вы хотите рассказывать о себе, говорить о своём образовании. Нужна уверенность в себе- наши украшения показывают кусочек вашей жизни, ваши вкусы, ваши пристрастия в области искусства. Наши изделия требуют строгого соответствия гардеробу, цвету, стилю вещей. 4 из 5 наших покупателей обладают университетскими дипломами.
-Вы работаете только для женщин?
-Наши изделия- это изделия и для мужчин и для женщин. Для мужчин у нас есть запонки, галстуки. Кстати, в России половина наших покупателей- это мужчины. Нужна отвага, чтобы думать, что ответом на подаренное вами украшение будет восхищение. Мужчины-
это первооткрыватели, это Колумбы, Марко Поло.
- И как происходили изменения в работе фирмы?
- Мы с женой создали команду художниц со специальным образованием, моя жена в 83 году стала практическим дизайнером. Мы всё время создаём новые формы, проверяем наши новации- так как в любом эксперименте есть 80 процентов возможности провала.
-Много!
- Мы пробуем интересно придумывать что-то новое. Единственный, человек, который решает- удачна ли наша работа- это покупатель.
-Доктор Вилле, вы уже четверть века занимаетесь ювелирным искусством, куда движется направление его развития, на ваш взгляд?
-15 лет уже прошло с тех пор, как мы ушли от свободного дизайна к художественно аутентичным дизайнам, к интерпретации классического и современного искусства, или созданного под влиянием известных художников. Я думаю, за этим будущее. Мы выпускаем новые коллекции 2 раза в год. Пробный период- 6 месяцев. У нас классическая коллекция, это неувядающая, отстоявшаяся, беспроигрышная тема.
-А в какой из стран изделия «FREY WILLE» продаются лучше всего?
-Во Франции. Там больше всего любят искусство.
-Наверное, особенно коллекция «Клод Моне»? А какие коллекции – самые свежие?
- Мы сделали коллекцию «Посвящение Альфонсу Мухе». Один из самых ярких художников Чехии, чех по национальности, он жил на территории Австрийской империи, потом 15 лет в Париже. Упорно работал. Но однажды к нему пришёл агент Сары Бернар. Он сделал для неё, для спектакля «Жисмонда» афишу, которая прославила художника в одночасье. Муха сделал каталог декоративного искусства, узоры в стиле Ар Нуво стали доступными для множества мастеров. Мы связались с внуком художника, Джоном Муха, который живёт в Лондоне, договорились о соблюдении авторских прав. Нашими художниками были разработаны браслет и кулон «Сара Бернар», а также коллекцию «Либуши», посвящённую мифической чешской принцессе Либуше, основавшей Прагу. На этих изделиях изображены маки любимые цветы Мухи. В изделиях явственно читаются стилевые особенности творчества художника. Эти украшения особенно идут блондинкам. В Праге открылся торговый центр, в котором мы организовали торговлю нашими изделиями. Мы хотели расположить славян к себе этой коллекцией.
Стоит отметить коллекцию, посвящённую австрийскому художнику, архитектору и философу Фриденсрайху Хундертвассеру. Фамилия Хундетвассер состоит из двух слов- «сто» и «вода». Основная тема художника- это экология, он является барометром культуры в немецкоязычных странах. Насытившись идеями Хундертвассера все художники в Европе стали бороться с загрязнением среды. Основные темы его творчества- это дух жизни, спираль жизни. На изделиях, посвященных этому автору, можно увидеть характерные для Хундертвассера архитектурные мотивы, люминисцирующие спирали изумрудных оттенков.
Мы придерживаемся принципа аутентизма- каждый декоративный элемент изделия отслеживается по музеям. Итогом таких исследований стали изделия, посвящённые линии эллинистического периода. Можно увидеть на браслетах и кольцах льва-символ мудрости, лавровый венок- символ моря и победы в спорте, дельфинов- символ удачи.
Высокий индекс цитирования у Густава Климта, мы сделали коллекцию, символизирующую уважение этому представителю венского модерна.
-А какое искусство близко лично вам? Какой ваш любимый цветок и цвет?
-Это геометрический дизайн, любимый цветок- флокс. Любимый цвет- он меняется в течении жизни. В детстве я любил зеленоватый, разные оттенки зелёного, потом синий, небесно-синий. Разные оттенки синего цвета.
-Синий наиболее распространён в ваших изделиях.
-Да, наши коллекции легко узнать по цвету- это сочетания синего, голубого с золотом и серебром.
-А ваш собственный дом в каком стиле выдержан?
- У меня нет дома, у меня квартира. Мне нравится Англия, когда одно поколение передаёт другому поколению свои вещи.
-Вы сказали, что изготовление эмалей происходит по домашним рецептам.
-Да, каждое изделие проходит 70 этапов – от изготовления формы, нанесения ручным способом желтого или белого золота в 24 карата, множества этапов нанесения цветного эмалевого покрытия- вплоть до шокового обжига и вставления в позолоченную оправу.
-Наверное, у вас есть свои секреты, которые вы содержите в тайне и, наверное, у вас работают династии?
-Технологические секреты у нас есть, но династий ещё нет, нашей компании не так много лет.
-Нет ли у вас намерений сделать коллекцию ювелирных изделий в стиле Филонова и Малевича.
- Малевич? Да, возможно. Ещё не решили. Мы договариваемся с одним из представителей его наследия, который живёт в Париже. Мы не воспроизводим ничего без разрешения, защищаем авторские права. Всегда необходима работа с семьёй, с фондом художника, необходимо тесное сотрудничество и одобрение с их стороны.
-У Филонова, кажется нет прямых наследников.
-Мы изучим этот вопрос.
-Каковы ваши впечатления от Петербурга?
-Я был здесь 4- 5 лет назад. Сейчас я несколько часов только как прибыл в петербург- я восхищён изменениями, произошедшими здесь! Освещение, особенно ночное, много магазинов, много людей на улице, они одеты более эксклюзивно. Большой прогресс произошёл в Петербурге, гораздо более сильный, чем в Москве. Это не просто памятник, но живой памятник.
-А что общего между Веной и Петербургом, на ваш взгляд?
-Оба- города искусства. Но Вене – 1000 лет, а Петербургу- 300, он был создан быстро.
Мне нравится имперский стиль, особенно я люблю колонны, я их внимательно изучаю всегда. Здесь всюду есть совершенство форм, встречается совершенный архитектурный дизайн.
-А как вы отдыхаете? Или столь быстро развивающаяся фирма, как «FREY WILLE», не даёт вам времени для отдыха?
-Во- первых, мой отдых- это моя семья. Для меня очень важен спорт, велосипед. Я люблю ездить на работу и домой на велосипеде, тем более, что так удаётся гораздо более быстро передвигаться по центру Вены. Также я люблю гольф, зимой несколько дней катаюсь на лыжах. Ещё мне нравится читать книги. Я прочёл в детстве сотни книжек. Дома у меня очень много книг.
-Вам нравится творчество вашей соотечественницы, нобелевской лауреатки Эльфриды Елинек?
-О, Елинек- это писатель номер один у нас, особенно в
театральном мире, очень противоречивая фигура, мне она очень нравится. Она,
безусловно, лучшая в нашем литературном мире.