Герман Виноградов, художник

КОГДА НЕ ХВАТАЕТ МЕТАЛЛА

 

             В абсолютной тьме раздался нарастающий вибрирующий звук металлического листа, как перед бурей. Потом настало какое-то таинственное затишье и  как бы лепет жестяных лепестков, сопровождающийся переливчатым шёпотом льющейся воды. Я рассмотрела в углу человека, колдующего над бадьёй с водой при помощи ковшика и тростниковой трубки. Потом над головой забили тысячи железных струй, как будто железный хрусталь закричал от боли, ужаса  и торжества. Казалось, что это солнце вопит прямо у тебя под черепом, и это было прекрасно. Уши словно ватой заложило, но зато раскрылись глаза. По чаше с водой бегал красный огонёк, потом загорелся огонь на нижнем ярусе многоярусного треножника, пламя поднялось до потолка, потоки железных звуков плавали в душистом травяном дыму, потом вышла девушка в холстине и заорала как олень... Что-то раскручивалось на видео- экране. Под занавес была включена авиасирена- штука, применявшаяся для отпугивания птиц на аэродромах. Когда  буря звуков отбушевала, гром отгремел и листья опали, включили свет. Ощущение было такое, что за полтора часа действа удалось побывать у истоков сотворения мира, ощутить дыхание лавы, посидеть среди первых людей у костра, осознать, что мир сделан из 4 стихий, слиться с минеральной, животной и растительной жизнью и очнуться в слоистом дыму с преображённым сознанием. Во время действа зрителям давали пить чай из трав, от которого испарина шла по телу и сливалась с испариной и дымом окружающего.

            Вдоль стен на скамейках обнаружилось человек 50 потрясённых и оглушённых зрителей. По центру с потолка свисал всяческий металл. Перед носом у меня болталась  труба, над ней- жестяной лист, примерно как  от дворницкой лопаты. Я поняла происхождение звука раскатистого небесного грома. Надо было тыкать торцом трубы по «лопате». По спирали были вывешены тысячи железных трубочек разного калибра. Стоило задеть за крайнюю- и начиналась долгая гремучая вакханалия, наводящая порядок в мозгах.

            Демиургом всего этого хозяйства является Герман Виноградов, огромного роста, налысо обритый,  напоминающий  то ли Циклопа, то ли бога огня Вулкана, то ли джина из фильма «Багдадский вор». Герман- известный московский художник-акционист, поэт и музыкант. Он занимается видеоартом, снимает фильмы о предгрёзовых состояниях. Его бикапо хранятся в наших и зарубежных галереях и частных коллекциях. Будучи последователем Порфирия Иванова, он купается голым в проруби и во всяких водоёмах,  а также любит выкрикивать из проруби свои стихи. Зимние перформансы его длятся минут по 20. Выйдя на лёд, Герман поджигает факелы и костры. По воскресеньям он устраивает  мистерии в своей квартире-мастерской.

            Вообще, надо сказать, это такая специфическая московская фишка- ввинчивать в потолки крюки, развешивать там всякое железо и по нему громко стучать, наслаждаясь вибрациями. Мини-колокольный звон на дому. Москва была красна колоколами, и их, видимо, биологически и духовно не хватает. Такое я видела не только у Виноградова. Самое удивительное- соседи не возражают. Крепкие у москвичей нервы, добрые к искусству сердца и прочные потолки и стены. Возможно- просто ритм жизни другой, из-за него каждый москвич занят только собой, и ему дела нет до того, какие звуки издаёт сосед.

            - Нет! Смысл "Бикапонии Небесного Леса" не в громких вибрациях, а в Путешествии по разным планам сознания! – воскликнул Герман, когда я ему сообщила о своей догадке.- Одной из самых важных частей «Бикапонии» является звенящая Тишина!

            -И с чего ваша звенящая тишина начиналась?

            -В начале 80-х в Москву  приехало много интересных людей  из Питера –Курёхин, Котельников, некрореалисты. У нас  была мастерская- заброшенное здание детского сада.

Представьте, 1984-86 год. В центре Москвы- огромный особняк, здание, находящееся в ведомстве   Минздрава. Никто не знал, что мы заняли этот дом, что там кипел котёл неформального искусства. Там снимались  первые фильмы параллельного кино в России. Московские концептуалисты и весь Большой театр побывали тут. Леша Иванов лепил балерин Григоровича, вместе с балеринами в этот детский сад нового искусства захаживали все остальные. Под крылом у 4 управления Минздрава происходило бурное общение. Я, как и многие представители моего поколения, пошёл в дворники и сторожа, спал на столе пельменной и много рисовал, учился на архитектурном. 

 

            Как- то Герман  шёл по улице, задел за железную трубу под ногами. Его удивил звук, долго длящийся, порождённый в состоянии свободы, незафиксированности этой трубы. Идея свободной вибрации легла в основу его проектов. Та труба попала в результате в Третьяковскую галерею. Он делал музыкальные инструменты из отходов авиастроительной и космической промышленности, разыскивал специальные сплавы, по особому звучащие, показывал личные спектакли. Звучащее железо он назвал «бикапо». Через свободные вибрации железа Герман сам воплощал своим телом и действиями идею свободной вибрации, вышедшей из-под пресса. Железный занавес, прославленный Африкой в фильме «Асса», завибрировал в руках у Германа и делает это до сих пор.

 

            -Вообще то, я думаю, моё занятие бикапо неслучайно. Мой прадедушка Павел Иванович Виноградов был священником и соратником Иоанна Кронштадтского. Молитвы, колокольный звон, проповеди спасали тысячи заблудших от пьянства и других грехов. Недавно настоятель Князь- Владимирского Собора издал мартиролог, были опубликованы  секретные  материалы УГБ. Наконец-то выяснилось, что мой прадед был расстрелян  под Красноярском. Моя мать была артистической натурой. Она не могла себя реализовать, пребывала в вынужденном андеграунде. Она была художником жизни. Иконопись, церковная архитектура, звук колоколов- вот мои первые детские воспоминания. Орган мне очень нравится, моё звучащее железо-  это сплав звучания органа и колокола. Люблю жить у монастырей, но не внутри, а снаружи. Мне для жизни подходят пространства, выстроенные мною специально.

 

            Виноградов из средней полосы России- поэтому не озеро, не море, а лес - наиболее близкая ему стихия.

            -Может быт сад?

            -Не сад. Сад- это окультуренное, возделанное.  Лес  синкретичен, как в мистериях. В нём присутствуют голосовые звуки,  звуки ветвей и листьев от сквозняка, ветер, вода, блики света. Лес – это судьба по- белоруски. У меня возник образ небесного  леса, я так и назвал один из своих первых проектов. Замысел стал разрастаться как лес, как дерево баньян- от одного корня которого вырастает целый лес.  Будда достиг просветления в таком лесу.  Лес всё время разный, в моём проекте было всё-  вода, запахи, свет, огонь- как в настоящем лесу. Нельзя дважды войти в один и тот же лес.  «Мистерию небесного леса» я долго  возил по всем фестивалям, когда это стало возможным.

 

            С тех пор исследование свалок и мест, где валяется металлолом-  обычное занятие Германа Виноградова. Всё найденное он приносит в дом. Иногда ему встречаются уникальные металлы, турбинные лопатки, сталь для космической промышленности.. Герман живёт в самом контрастном  месте Москвы- у Курского вокзала. Неподалёку- гигантский магазин «Атриум»-храм консумации, а рядом, как и везде у вокзалов, огромное количество бомжей, которых кормит в сквере армия спасения. В чём-то он  конкурент бомжей, которые занимаются сдачей цветных металлов в металлолом. Если бы они влезли в его квартиру, то смогли бы заработать приличную сумму. Только бомжи металл подъедают и проедают, а Герман его спасает и им наслаждается.

 

            -Кроме меня с металлом работает петербургский музыкант Николай Судник. Но структура выступления у него другая. Его музыка- постиндустриальный рок. Я же делаю мистерии. У меня корни, моя стихия- огонь. Во время выступления я делаю огненный столб до потолка при помощи сухого спирта. Во время моих мистерий у присутствующих кундалини по чакрам спускается вниз, после раскрытия верхней чакры. Говорят, что мои перформансы имеют психотерапевтический эффект.

            -Получается, что людям не хватает громких звуков, соприкосновения с металлом... Вы занимаетесь спасением людей при помощи металлотерапии?            

            -Спасти никого нельзя. Это иллюзия. Нельзя изгонять тьму, это невозможно. Надо впустить свет. Когда вы правильно живёте, то попадаете внутрь волшебного коридора, и судьба ведёт вас по лабиринту, где откуда- то появляются знамения, совпадения. Судьба всё время показывает знаки. Если чуть-чуть отклониться, то попадаешь в обычную жизнь, где всё тупо и неинтересно.  Просветляется не время, а сознание. Подсознание ведомо. Я же сам  давно живу по другим понятиям, я нашёл свой способ параллельного  существования в  среде.

 

Hosted by uCoz