Анна Виноградова

В Голубой гостиной Союза Художников проходит выставка Анны Виноградовой.  Академическая манера живописи, глубокое  проникновение в  русский мир, необыкновенный сочный и трепещущий колорит, похожий на мерцание лесных ягод в бархатной чаще леса, - всё это  вызывает симпатию к творчеству молодой художницы. Да и сама она выглядит, будто русская красавица, сошедшая с картин художника Васильева.

Всё по старинке- солидных размеров холсты, масляные краски, отличная школа. Но Анне Виноградовой удалось найти свою палитру, свою манеру многослойной живописи. Живо струятся по холстам брусничные и пунцовые узоры на сарафанах русских девушек, живо выделяются их холста заросли папоротника, чувственно сереют свежие сугробы. Но главное, что удалось Анне Виноградовой- это не просто уйти куда-то вслед за Суриковым, Билибиным, Васнецовым в глубины русской истории, но в этой русскости найти свою искреннюю женскую ноту.

Молодая женщина в папоротниках лежит у неё так по современному трагично и одиноко, взывая к Матери Земле и Отцу Лесу, мужики с мягкими, чуть морщинистыми лицами так узнаваемы, дети в русских костюмах так живо хмурят бровки, что хочется, как Станиславский, воскликнуть: «Верю! Верю!». Заросли Иван-чай у Анны- это те самые сумеречные русские заросли, вода у неё такая, что вызывает физическое ощущение холодной стихии.  За слегка «оперными» постановочными сюжетами сквозит психологическая глубина и надрывная  нота.

  Анна Виноградова родилась в Краснодаре, в семье искусствоведа и архитектора. В детстве Анне хотелось стать ювелиром, модельером, театральным художником. Но папа настоял на том, чтобы Анна стала учиться архитектуре в Вологде. Девушка быстро поняла, что это совсем не её занятие, и она поступила в Художественное училище  в Ярославле. В это время её мама, знаменитый исследователь язычества Светлана Жарникова, отправилась в Петербург, зашла и в родную альма матер, в Академию Художеств, где её радостно встретили, и она посоветовала дочке поступать в Академию. Учителями Анны Виноградовой стали известные художники- акварелист Николай Блохин, живописцы Валерий Пименов, Владимир Старов и Николай Лысак. Учёба у акварелиста научила Анну лессировкам, что сделало её художественное письмо маслом таким многослойным и сочным. Дипломная работа Анны называлась «Шествие Масленичного поезда». На Масленицу наши предки впрягали в телегу быка, на солому сажали самого богатого и преуспевающего односельчанина в голом виде, и в таком виде он объезжал селения, всех веселя и благословляя на преуспеяние в жизни.

И вот сбылась мечта Анны –ей дали заказы на эскизы театральных костюмов, они были выставлены в Вологде на выставке «Мистерия Анны Виноградовой». Потом была выставка в Череповце, в 2005 году в Китае, а в 2006 в США. Особо полюбили Анну в Пекине, её работы приобрели солидные китайские коллекционеры и музеи. Европа Анну пока признавать не желает, галеристы ей говорят, что так писать картины, как это делает Анна- это не современно, сейчас в моде отсутствие красивости, схожести, образа, смысла, в-общем, в моде стиль полной аннигиляции. В Петербурге прошло пока две персональные выставки Анны.

У художницы три любимые темы: цветы, балет и русские фольклорные сюжеты. Особо даются Анне пионы всех оттенков и сирень. Натурщицами для балетных сцен являются три подруги Анны, одна из них- мисс Петербурга 2007 года  Вероника Сарма. Этих же девушек можно видеть и в русской серии, в огненных сарафанах, платках, льняных рубахах. Ещё один постоянный натурщик Анны- это её сын Олег, серьёзный мастеровитый  молодой человек 8 лет. Вдохновение для русской темы Анна черпает из рассказов своей матери,  сказов Бажова, из сотрудничества с Фольклорно-этнографическим Центром Консерватории, из посещений дома своей тётушки в Шексне. Костюмы для написания картин она берёт напрокат, сама тоже иной раз любит нарядиться девицей-красавицей в вологодскую рубаху, шитую мастерицами по старинным образцам.

Над картинами Анна работает то месяцами, то может написать работу за несколько дней. Так родилась её «Девушка с шкатулкой». Девушка с драгоценностями склонилась над водой, видно, что они не принесут ей счастья. Вода мерцает как символ женской стихии, в эту воду нельзя войти дважды,  ящерка намекает на вечную нашу связь с параллельными  мирами. В работе «Гадание по углям» Анна использовала знание обрядов праздника Ивана Купалы. Если парень и девушка, взявшись за руки, прыгали через огонь, и руки их размыкались- то это означало разлуку навсегда. И если девушка по настоящему любила своего жениха, она могла вымолить у сил природы себе ту судьбу, которую хотела. Для этого нужно было взять руками угли и раздуть новый купальский костёр…      

 

Hosted by uCoz