АЛЕКСАНДР ЗАПЕСОЦКИЙ

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ В ОТДЕЛЬНО  ВЗЯТОМ ВУЗЕ

            -Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал, что 21 век будет веком гуманитарных наук… Александр Сергеевич, что вы думаете по этому поводу как ректор гуманитарного вуза ?

            -Ну, в общем, так и складывается. Культурология стала за последние 20 -30 лет развития в России стала самой модной наукой. Если посмотреть, какие вузы выбирает молодёжь по всей стране- то на культурологию  больше всего спрос. Очень большое  количество диссертаций, исследований. Культурология  отвечает на очень многие вопросы, на вопросы, которые вдруг стали больными для современной цивилизации. Посмотрите на очень далёкие от культуры вещи- на войны. Лет 10-12 лет Гарвардский профессор Канингтон выпустил работу, в которой сказал, что войны в следующем десятилетии будут вестись на за рынки, не за сырьё, а в основе их будет непонимание между культурами. На меня эта мысль произвела большое впечатление. И посмотрите, что сейчас происходит между  англосаксонской, европейской, американской цивилизацией современного западного типа и арабским миром! И это назревало на наших глазах. Конфликт  между Россией и Чечнёй- это не только конфликт между  бандитами и силами правопорядка, за этим менталитеты стоят определённые. Если бы с той стороны были бы российские бандиты, то давно бы уже  с конфликтом справились бы!

            -И культурология  может помочь в диалоге разных культур?

            -Вдруг оказалось, что теория культуры отвечает на очень важные вопросы. Посмотрите на  теорию субкультур. Когда я учился в аспирантуре- мне  казалось, что молодёжная революция на западе- это какое-то чудачество! Студенты выгоняли профессоров, громили лабораторные корпуса, били чернильницы об стенки, писали лозунги в Сорбонне – «нам нужен мужчина каждый день»…  Но потом конфликт поколений пришёл к нам. Когда  я  писал свою первую диссертацию по дискотекам, мне говорили – у нас молодёжь ничем не отличается от взрослых, её неправильно выделять в отдельную группу. Есть сельская молодёжь, и она ничем не отличается от взрослых товарищей колхозников, есть рабочая. Особые отличительные черты молодёжи в том, что они ещё незрелые, но станут такими же, как взрослые. Но потом мы прошли через культурный шок во время перестройки, когда  неформалы высыпали на улицы, стали красить гребень на голове и одевать ошейники. Это очень пугало старушек и партийных работников. Всё это очень легко было предсказать с точки зрения теории культуры. Культурология даёт ключ к пониманию очень многих вещей. Есть пути изменения ценностных ориентаций, впрыскивания определённых культурных образцов. Возьмите бюрократическкю субкультуру. По-моему бюрократия  имеет и положительные, и отрицательные оттенки. Бюрократа нужно любить, его не надо обижать, его надо держать в определённых рамках, его надо заставлять работать на нужды дела. Этим можно управлять, тут есть инструментарий.

            -Вы как культуролог используете теорию на практике?

            -Я сейчас у себя в университете совершенно сознательно  создаю  субкультуру. Раньше всегда считалось что субкультура- враг общества, что субкультуру надо разрушать. Но есть другой взгляд. Субкультура может быть экспериментальным полигоном, где обкатываются  новые модели, которые потом могут  быть адаптированы всем обществом. Я хочу  создать, если молодёжным языком выражаться,  продвинутый университет, этакую модель продвинутого общества. Вокруг наркомания, взятки, проституция, коррупция. Что я  делаю? Я ставлю эксперимент по созданию субкультуры в стенах своего университета, в одном, отдельно взятом очень большом здании. Молодым людям, которые  будут сформированы у нас, уже будет нравиться жить по-другому. Выйдя от нас,  они будут сами формировать реальность в соответствии с привитой нами субкультурой. Почему бы новую реальность не создать в фирме, в концерне, корпорации и так далее. У меня в университете идет совершенно управляемый процесс формирования ценностных ориентаций у студенчества. Это касается внешнего вида, отношений между мужчиной и женщиной, умения держать своё слово, умение делать что-то вовремя.

            -Вы хотите создать этакую теплицу для формирования людей со специально заданными свойствами, которые, выйдя из института, улучшат всё общество…

            -Я не претендую пока на изменение всего общества.  Я знаю, что трудоустройство по специальности моих выпускников- 95 процентов. Год назад мы провели социологический опрос, он показал, что меньше 2 процентов работодателей  высказали неудовлетворённость уровнем подготовки, это потрясающий       параметр. В советское время, когда выпускники приходили работать, им говорили «забудьте всё, чему вас учили в институте. Вас будут учить заново». Нашим студентам этого не говорят сегодня. 98 процентов – это не только оценка профессиональных качеств. Это положительная оценка личностных качеств: лояльности к фирме, отношения к работе, к работодателю. И это всё даётся в институте.

            -У вас есть специальные методики?

            -Вот, например, такая мелочь, как бейдж.  Бейдж –это не просто имя, написанное на значке, это мощный психологический фактор. Он принят во многих крупных корпорациях. У нас студент с сентября месяца носит свой бейдж. Он знает, что если его забудет, у него будут проблемы. Знает, что если повесит не на то место костюма, то будут проблемы.  Он уже с первого курса ведёт себя по законам большой серьёзной корпорации. Это приводит к определённым последствиям- определённой манере поведения, дисциплинированности. Я таких маленьких элементов могу найти очень много.  Это всё, между прочим, тоже культурология. Почему одни люди сжигают флаги на улице, а другие умирают за флаги? А потому что за этими вещами-  не цена ткани, а  символы, идеи, которым люди готовы служить. Производя те или иные действия с элементами материальной культуры, мы определённым образом меняем внутренний мир человека.

            -Существуют разные определения понятия «культура»…

            - Мы по другому сейчас начинаем понимать, что такое культура. В это понятие входит посещение театра, поведение человека на улице, но это более широкий комплекс. В среде учёных самым распространённым является понимание культуры как всего того, что сделано человеком. Даже атомная бомба и отходы производства рассматриваются как продукты развития культуры. Культурологический анализ занимается всем тем, что сделано человеком. Отсюда его большие возможности. Некоторые мои учителя предостерегают меня от абсолютизации такого подхода, говорят, что не надо из культурологии делать науку всех наук. Но пока её возможности преуменьшались. Теперь всё встанет на своё место. Лихачёв был прав.

            -Александр Сергеевич, замечаете ли вы по своим студентам , что роль гуманитарных наук нарастает?

            -За 12 лет университет меняет свою нишу. Я начинал с того что у нас учились молодые люди, направленные к нам профсоюзами, потом приходили выпускники, чей средний балл был четвёрка, сейчас  у нас 10 процентов- золотых медалистов. И они приходят учиться к нам за деньги- это, кстати, уже можно заносить в книгу рекордов Гиннеса. Всё время приходит разная часть молодёжи, в последнее время- всё более подготовленная, всё более элитарная  Но всё же общая гуманитарная подготовка ухудшается. Сужается кругозор. Вчера у меня были конкурсантки нашего известного конкурса «ум плюс красота равняется студент» -30 девочек- я их отсматривал. Одни на просьбу почитать стихи принимались это делать с горящими глазами, другие говорили, что у них нет любимых стихов, ссылались на то, что они из спорта, модельного агентства, аэробики. В- целом, конечно, меняется ориентация молодёжи. Раньше можно было придти в театр и увидеть там молодого рабочего с девушкой. Он считал, что если влюбился, то должен вести девушку в театр. А сейчас если влюбился молодой человек в девушку, то надо вести её в койку. Или сначала в кабак, а потом в койку. Эти вещи происходят, их нельзя не видеть. Раньше очень мощно работала государственная система приобщения молодёжи  к культуре, когда человек  понимал, что не читать с детства Пушкина- это стыдно. У кого-то это вызывало аллергию, а кто-то читал Пушкина. Вернее читали и те и другие. Теперь на самом деле можно не читать Пушкина. Тебе в школе выдадут аттестат. У людей возникло ощущение, что они могут добиться успеха без всего этого. Образование становится всё более американским. Спросите у американца, где находится Финляндия- они скажут что это в Африке. Они более прагматичны, у них нет общих знаний об истории, природе, географии, культуре. У меня впечатление, что мы идём к этому.

            -Вместе с падением гуманитарной культуры падает и нравственность…

              нас есть программа, которую мы называем культуроцентристской. Есть среди ректоров мнение, что наше дело- прочесть лекции, провести семинары, дать профессию, дальше пусть человек всё сам делает. Со стороны министерства высшего образования эта позиция является распространённой. Мы можем формулировать государственные требования там, где дело касается выполнения учебной программы. Что касается воспитания, там государство не должно никаких требований предъявлять. На самом деле это издержки переходного периода. Есть такое понятие, как педагогическая система. Если вы занимаетесь образованием кого-то, то должны сформулировать цели- куда вести человека, какой тип человека вы хотите сформировать. Какие у вас идеалы. В СССР ставили задачей воспитать человека коммунистического общества. Была коммунистическая мораль, коммунистические ценности. Был сделан коммунистический вариант 10 христианских заповедей. Потом вся эта система рухнула. Возникла огромная аллергия на  воспитание. Потом оказалось, что не воспитывать нельзя. Нельзя пускать процесс формирования личности молодого человека на самотёк.

            -А как же свобода выбора как высшая ценность демократического общества?

            -Представьте себе высокопрофессионального человека, чья нравственность находится в неразвитом состоянии. Киллер может быть хорошо подготовлен. Или блестящий экономист, который получает кредиты, загоняет их на запад и не возвращает их в банк. Что в нашей экономике за последние 15 лет часто и происходит. Юристы, высокопрофессиональные,  которые обслуживают криминальную группировку, помогают ей совершать преступления и помогают уйти от закона. Этого сколько угодно. Грамотно данная профессиональная функция может оборачиваться очень большой опасностью для общества. Поэтому мы пришли к убеждению, что безнравственный профессионал представляет собой общественную опасность. Вуз не имеет право выпускать безнравственных профессионалов. Мы решили, что будем помогать студенту сформировать себя как личность, опираясь на культуру. Культуру можно рассматривать, между прочим, как бесконечный набор образцов поведения. Возьмите, к примеру, образ мужчины. Сколько нам даёт только литература образов мужчины! Дон-Кихот,  Казанова, герои Ремарка… Невозможно молодому человеку придумать, каким он будет. Мы не можем, как в советское время талдычить- будь умным, уважай родителей, уступай место в транспорте. Мы можем дать ему возможные образы и модели поведения. Пусть он выберет то, что произведёт на него наибольшее впечатление. Если мы пускаем воспитание на самотёк, молодой человек  присваивает из окружающей реальности часто не самое лучшее.

            -Говорят у вас в университете особая атмосфера.

            -Я могу на многих примерах продемонстрировать. Сейчас 60 процентов наших студентов- это иногородние ребята. Они приезжают в Петербург, и жизнь их может пойти разным путём. Мы можем их предоставить самим себе, и они пойдут на дискотеку, как правило самую дешёвую, как правило, там будут наркотики, как правило там будет не самая лучшая компания и это всё закончится сомнительными приключениями. Мы поступаем по- другому. Когда они, 17-летние, к нам приезжают, мы везём их на экскурсии- Эрмитаж, мосты Петербурга, Царское Село. Мы должны показать им дорогу. Мы не будем так 5 лет с ними возиться. Дальше уже это их дело, но мы задаём вектор. Мы можем вручить им студенческие билеты в деканате. Но мы делаем уже 10 лет по- другому. Мы везём их в Царское Село и вручаем билеты там, где учился Пушкин. Знания передаются на лекциях, но не ценности. Их можно воспринять только через переживание.            -Всё же студенты- люди взрослые. В каком возрасте человек становится невосприимчив к воспитанию, как вы считаете?

            -Наука говорят о 23-25 годах, когда завершается процесс  формирования личности. Но в последние годы люди становятся взрослыми всё позже и позже. В России мы спорим- 10  или 11 лет надо учиться в школе. Официально говорим, что  дети перегружены знаниями, но есть другой серьёзный аспект – детей специально стараются попозже выпустить во взрослую жизнь, побольше проконтролировать-  общество не может молодёжь органично включить во взрослую структуру. Получается так, что если молодёжь не учится,  то она и не работает, часто начинает заниматься активностью криминального рода. Поэтому у государства есть большое стремление задержать молодёжь подольше на школьной скамье. В Германии это по-другому. Там очень большая безработица. И чем держать человека на социале, лучше продержать его в учебном заведении- там чуть ли не до 30  лет учатся. Если сложить все учебные ступени, то только после 30 он может профессионально функционировать. Это ненормально.

            -И как можно бороться с инфантилизацией общества?

            -А никак. У нас в стране система образования очень консервативна. И консервативность- это неплохо. Есть проблемы намного более серьёзные.

            -Какие?

            -Криминализация образовательной системы. Это очень серьёзная проблема, из которой невозможно выбраться за 5-10 лет. Чтобы сегодня поступить в вуз, надо дать очень большую взятку. Родители этого не скрывают от ребёнка. Когда с этого начинается, а начинается чаще всего в школе, это для психики человека такая же травма, как изнасилование для юной девушки. Человек, который поступает за взятку в вуз, потом всю жизнь будет думать, как ему эти бабки отбить. И никто ему за 5 лет учёбы в вузе не имеет права говорить, что нужно быть патриотом, гражданином, вести свой бизнес честно. Студент будет думать- вы призываете меня к честности, а как вы меня сюда приняли?

            -А может быть это неплохо! Выпускника ждёт жестокое общество, в котором полным полно коррупции, грязных денег, обмана, и эта инициация- это неплохо.

            -Это очень плохо. Вы можете себе представить американский университет, где преподавателю бы давали взятку за экзамен? Вы готовите хирурга- а  у нас Кавказ и средняя Азия. Как они учатся? Всем известно. Адвокат, который таким образом получает диплом- он что, менее опасен, чем хирург, который вот так учился? Что сегодня в судах творится? Люди, которые прошли определённым образом высшее образование, как они решают вопросы? Нет ни одной сферы, где можно было бы безнаказанно для общества выдавать дипломы за взятки.

            -Вы считаете, что человек- кузнец своего счастья. Так отчего так мало кузнецов достигают материального благополучия, а 90 процентов населения находятся за чертой бедности?

            -От того, что  бракоделы на 90процентов. Кузнецы-бракоделы.

            -А как выйти из бракодельства?

            -Учиться, учиться и учиться!

            -За большие деньги в платном вузе  или за взятку…

            -У каждого есть пределы. Но счастливым может быть человек на любой социальной ступени общества. Секреты душевного равновесия- они не вульгарны. Не обязательно самые богатые – самые счастливые. Есть ещё умение получать удовольствие от самых простых вещей. Вот кстати чему общество очень плохо учит. Удовольствие от прогулки с ребёнком, от чтения букваря дочери. Топ менеджер, подверженный стрессам, работающий по 16 часов в сутки, зарабатывающий в 55 лет  инфаркт, обернувшись, ужаснулся бы своей жизни. Может, он хотел взять больше на себя в этой жизни, чем стоило бы взять. Может, стоило бы жить проще и больше получать удовольствия от общения, семьи, жены, детей. Я знаю таких людей. Вот каждый бы хотел стать президентом России?

            -Нет наверно.

            -Вот я бы не хотел бы. И губернатором Петербурга не хотел бы стать. Важно занять своё место.

            - Бывает путь слишком долгим к своему месту, когда начинается с социальных низов.

            -Бывает, что и не доходит. А, бывает, что так нравится чужое…

            -А что вы думаете о России, не идёт ли она по чужому пути глобализма?

            -Вектор совершенно очевиден-  в направлении индустриально развитых стран Западной Европы, отчасти США. 10 лет без сильной руки к таким безобразиям привели. Я считаю, что  все трансформации должны быть управляемыми.

            -Вы за сильную руку? А что вы думаете по поводу усиления увлечения молодёжью политическим экстремизмом, фашизмом, леворадикальными идеями…

            - У нас такого нет. Я думаю и в вузах нет. Они в других местах. Питательная среда для радикализма- это не вузовская среда. Могут быть изгибы общественного развития, как во Франции в 68 году.

            -А, кстати, что вы думаете о молодёжной революции 68 года?.

            -Это был протест против культа вещей, поиск новых ценностей.  Другое дело, что в плохих руках это приводит не к тем результатам. А в основе было много яркого, интересного. 

            -Может быть нам в России не помешал бы 68 год?

            -Есть такая синусоида общественного развития. У нас было общество довольно высокой духовности в 70 годы, это был его пик. Люди начитались хороших книг, освоили базовые ценности идеологии. Потом стали завидовать западному обществу потребления. Сейчас маятник  качнулся в сторону потребления. Я думаю, что в долгосрочной перспективе уже невозможно вернуться к тому уровню духовного потребления, который был в советское время. Другое дело, что традиции духовного потребления будут восстанавливаться. А пока общество очень озабочено материальным. Американцы когда то вдруг поняли, что смысл жизни не в том, чтобы заменить  хорошую машину на ещё лучшую, хорошую стиральную машину на более производительную,  что смысл жизни в чём то другом. Нам предстоит заново открыть эту истину. 

            -Вас часто можно видеть на телеэкране. Что вы думаете о роли телевидения для развития или падения гуманитарной культуры?

            -Я 44 года назад попал на ТВ ещё ребёнком. Ленинградское телевидение было одним из самых интеллигентных учреждений, какое я когда-либо видел. Взлёт был на первой стадии перестройки. А потом начался развал. Когда говорят: «Какое общество, такое и…»- далее следует «школа», «университет», «ТВ». Я думаю, что это не так. Когда я говорю о петербургском ТВ, то последние 10-15 лет события развиваются так, что ТВ намного хуже общества. И сейчас это достигло своего апогея. Есть, конечно, каналы, выполняющие своё назначение- апелляцию к низкому вкусу, развлечение. Но я думаю что это невероятно ошибочная вещь для страны и города- уход государственной идеологии и государственной политики из сферы ТВ. Я имею в виду культурную политику, формирование вкуса. Это явление для России опаснейшее. Оно и для Запада опаснейшее. Мы видим, что интеллектуалы на Западе всё время подают голос супротив, мы видим что их никто не слушает. Но на Западе есть мощнейшие просветительские каналы, есть каналы для детей и юношества, - а у нас происходит и потеря нравственности, и потеря профессионализма, и потеря зрительской аудитории. После перестройки газеты потеряли тиражи, сейчас умственно развитые люди не хотят смотреть ТВ.

            -Александр Сергеевич, назовите ваших любимых писателя, художника, музыканта.

            -После 25 лет люди мало меняются. У меня нет современных любимых писателей. Хемингуэй, Ремарк, Драйзер, Чехов. В этом смысле я не очень современный человек. Люблю джаз. Живопись мне нравится разная, очень разная. Театр- я предпочитаю классику. Соцреализм. Я продукт своей эпохи. Я очень мало меняюсь. Мы стареем и уносим с собой тот культурный пласт, который был актуален в годы нашей юности. И потом мало происходит откровений . Они происходят, но для других.

            -14 апреля- день вашего юбилея и свадьбы. Вы объявили конкурс среди претенденток. Выбор уже сделан?

            -Пока нет.

            -Слишком большой выбор? Или не хватает сильного увлечения?

            -Я существую отдельно, а конкретные увлечения – отдельно. Есть теории, очень экстравагантно объясняющие любовь как некую реакцию 2 человеческих существ друг на друга. Это происходит на генном уровне. Когда видишь, что это твоё, то уже не думаешь, как это сочетается с идеалами. А это твоё может быть совсем не похожим на то, о чём мечтал. Ты мечтал о голубых глазах, а полюбил карие. Но это происходит… любят не глазами а носом за 8 секунд- я склонен в это поверить. Должен быть механизм, показывающий мгновенно,  подходят люди друг другу или нет. Что-то в этом есть.

            -То есть вы ещё не встретили свои знаковые 8 секунд?

            -Пока что нет.

            -И что же вы будете делать? Как вы, кстати, относитесь к гарему? Может быть, вам следует совершить экстравагантный поступок и жениться на нескольких претендентках сразу?

            -Парочке девочек сделал бы предложение хоть завтра. Пожалуй, ни одна из девушек не согласится. Каждая захочет быть единственной- не хотят они с другими культурами сближаться- они хотят внутри нашей культуры жить.

            -А что вы думаете о многожёнстве вообще?

            -Мусульманский вариант очень гуманен по отношению к женщинам. У нас об этом не думают, когда на эту тему иронизируют. Много жён имеют мужчины, которые могут их всех содержать. Во-вторых, не бросается на произвол судьбы женщина, которая тебе перестала нравиться физически. Она используется в семье в качестве старшей. Я думаю, что многие российские женщины, на которых свален груз забот, согласились бы жить в такой семье. Воспитание не позволяет, менталитет не тот. Не знаю, что лучше для женщины, христианский вариант или мусульманский. Мне мусульманский кажется более симпатичным. Почему нужно бросать человека, если он стал сексуально не очень привлекательным, почему нельзя с ним вместе жить, дружить и т.д.

            -Вообще красивые женщины в России часто бывают несчастливы…

            - Судьба красавиц всегда  была трудной. Мужчины всегда пытались искушать женщин, пытались их покупать. Исповедовали философию что женщины- это удовольствие, за которое надо платить. В наш переходный период появилось много молодых леди, которые считают что красота- это способ заработка. Они не защищены от общества интеллектом и воспитанием, пока молоды, хотят себя выгодно продать. Я колоссальное количество таких девушек видел. На этом трудно заработать. В конечном счёте, это дело убыточное. Даже в советском обществе это было в актёрской среде. Многие актрисы, сыгравшие центральные роли в фильмах, имели несчастную судьбу. Кажется, много предложений- но при всём богатстве выбора предложения не идут дальше чем переспать. А создать личную жизнь в этих условиях очень сложно, когда руки мужчин тянутся, тянутся, но не предлагается ничего серьёзного. А мужчины, стремящиеся построить серьёзные отношения, таких женщин даже сторонятся. Они не хотят себе усложнять жизнь, видя, как она испорчена, как избалована…

            -Но это же способ женщины заявить о цене своей красоты, сделать себя доступной только для принца.

            -Всё зависит от того, что она хочет получить и что может дать взамен. Как правило, современная красивая девушка ничего не хочет дать взамен. Она хочет мужчиной пользоваться, хочет взять от него по максимуму. Девушки не готовы окружить мужчину вниманием, они с удовольствием принимают ухаживания, но совершенно не умеют ухаживать сами, более того они не понимают, что кроме секса, развлечений и красивых шмоток существуют такие вещи, как душевный комфорт, душевное равновесие, близость, общие интересы.

            -Может это пробел в воспитании красавиц?

            - Это сплошное тёмное пятно, а не пробел. Я вырос в семье которая вращалась в высокопоставленных советских кругах. И когда я видел человека, занимающего высокое социальное положение, у него обязательно была жена. Она могла быть очень интересной, иногда быть не очень интересной, но она обязательно создавала для него комфорт. Несла на себе очень большую нагрузку по выполнению домашней работы. А ведь в то  время у женщин не было бытовой техники. Муж был ухожен, получал свой ужин и свои тёплые домашние тапочки. Без такой жены он не мог продвинуться. Сейчас отношения упрощённые. Чаще всего они сводятся к содержанию жены мужем. Брак выступает в таком виде формой купли-продажи, по сути ничем не отличаясь от проституции, только клиент один. Правда с этим клиентом бывает приятно заниматься сексом. Но это любовь за деньги. При построении таких отношений можно не удивляться, что они не становятся прочными. Когда девушка теряет товарный вид, её мужчина бросает и приобретает другую с хорошим товарным видом. Отсюда большое количество красивых несчастных женщин. Их всё время бросают.

            -И они становятся от злобы и обиды феминистками…

            -Феминизм это жуткое извращение. Я человек в этом смысле абсолютно ортодоксальный. Феминисток надо запретить, как нацистское движение в германии было запрещено. Это глупость считать, что мужчина и женщина- одинаковые. Женщина выше мужчин. Мужчины их должны носить на руках. Мысль что никто никого не должен носить на руках представляется мне ужасной. То, как опасен феминизм, говорит опыт Скандинавии. Там алкоголизма больше чем в России.

            -А такое бывает?

            -Статистика такова.

            - Может, всё же лучше мусульманская модель? И детей в такой семье больше. Вот у нас проблема с рождаемостью…

            -Я готов всячески способствовать её решению. Но не достиг больших успехов в этом. Если ты заводишь детей, то должен быть уверен в том, что сможешь их воспитать.

            -Господь Бог  только может дать такие гарантии…

            -Ты должен быть уверен, что твоя любовь настолько сильна к этой женщине, что ты захочешь с ней прожить до конца своих дней.

            -Ваш институт славится длинноногими красавицами метр восемьдесят. Идеал красоты- это искусственно навязанный индустрией моды образ или слагаемое из сексуальных предпочтений?

            - В советское время мне и в голову бы не пришло ухаживать за девушкой выше себя ростом. А теперь не только буду ухаживать за ней, но и дам ей денег, чтобы она купила себе туфли с каблуками 11 сантиметров. Общественный идеал это и есть выражение сексуальных предпочтений. Иногда между поколениями уже возникает разница предпочтений. Мэрлин Монро в 50-е годы кружила головы мужчинам своими пышными формам , через 10 лет моделью стала Твикки в Англии- вообще без бюста.

            -Ну у нас всё с отставанием. Мэрлин- 60-е, без бюста- 80-е, если не 90-е…

            -Ну без бюста у нас вообще не было…

            -А не лучше ли вообще без моделей и идеалов красоты? Может лучше –человеческая  индивидуальность, свобода? 

            -В русском языке существует два слова- воля и свобода, которые обозначают разные вещи. Настоящая  свобода всегда подразумевает самоограничение. Волю я бы трактовал как свободу без границ. У человека очень много возможностей проявлять свою индивидуальность в рамках моды. Даже проявляя свою индивидуальность, человек хочет, чтобы им восхищались. Только сумасшедший может говорить, что его не интересует чужое мнение.

 

 

 

Hosted by uCoz