Вадим Зверев

Галерея Зверева

 

Кто, как  и с какой стороны приближается к искусству. Иногда путь бывает витиеватым и странным. Особенно если любовь к искусству, в конце концов, выливается в форму создания своей собственной художественной галереи.

В то время как художественные галереи в нашем городе хиреют, болеют и имеют тенденцию медленно, но верно исчезать после анемичной жизни, в Питере нашёлся смелый человек, зовут его Вадим Зверев. Он абсолютно не художник, не искусствовед и не является типа сыном (другом, братом, племянником и т.п.)  нефтяного магната, который дал родственнику с завихрениями денежки на бирюльки ипа своей художественной галерейки. По умолчанию неокупаемой.

Галерея Вадима Зверева расположилась в Озерках, на улице Сикейроса 1, в огромном блочном монстре среди таких же монстров. Для галереи, носящей его имя,  Зверев купил первый этаж. Он не пошёл проезженным путём- путём дорогостоящей иссушающей аренды в старом центре. Зверев смело отправился в народ, в спальный район, где жители спят миллионами и, к сожалению, редко видят высокохудожественные сны. Ни для  кого не секрет, что артрынок в Питере слабо развит,  художники рисуют много, но продают крайне редко, и т.д. и т.п.. При советской власти всё же были клубы в каждом районе, и там можно было порисовать и приобщиться. А до коммунистов вообще было принято украшать свои дома картинами, а не фотокопиями в дешёвых а ля золочённых рамах, как это происходит сегодня в гиепрмаркетах мебели… Вадим Зверев родил новую галерею на окраине города, придумав совершенно новую концепцию функционирования искусства в современных условиях. Условия эти- условия тотального отсутствия всякого интереса к картинам, условия трагической пропасти между населением с деньгами и художниками без денег. И главной своей задачей Вадим Зверев считает сделать галерею самоокупаемой, приносящей доход и художникам, и владельцу. Искусство должно стать покупаемым, востребованным.

Вадим Зверев пришёл к созданию своей художественной галереи, можно сказать, из морских глубин. Всё началось с дайвинга. Предприниматель Вадим Зверев увлёкся сначала подводным плаванием, а потом, с 2000  года- подводной съёмкой. Потом погоня за разными подводными тварями заставила Вадима всё больше и больше расширять географию поездок. Из поездок Зверев привозил не только фотоплёнки, переполненные мантами, акулами-вогебонгами, рыбами-зебрами, пятнистыми осьминогами и прочими экзотическими чудищами, но и всякую мелочь на память. Маски, мечи, трости, японские свитки, мелкие скульптурки, макеты корабликов, морские карты… Вскоре всего этого стало так много, что уже тянуло на индивидуальную кунсткамеру на дому. И дом уже все эти коллекции вместить уже не мог. И друзья, приходившие полюбоваться на все эти диковинки, тоже уже дом подвытоптали. А тут ещё как-то Вадим попал на выставку современных петербургских художников. Увидел – и поддался магии современных питерских художников, магии их снов, их красок, их метафор и фантазмов…

            Я рассматриваю фотоальбом Вадима Зверева «Океан обетованный», и я понимаю, как произошёл этот поворот в Вадиме- от часовых отсидок на дне с фотоаппаратом в руках, в ожидании, когда мимо проплывёт особо сказочный конёк или морской дьявол,- к вдумчивому созерцанию картин и графических листов, к непредсказуемым забреданиям в выставочные залы и мастерские художников. Роскошные фотографии подводного мира, сделанные Зверевым, очень напоминают фрагменты хорошей добротной живописи, маленькие морские зверушки и твари в чешуйках среди водорослей, актиний и кораллов кажутся порождением руки художника-творца, а не матушки природы.

            -Вадим, а когда вы стали коллекционером?

            -В 5 лет, пожалуй, когда стал отклеивать картинки со спичечных коробков. Спичек тогда было много. А если собрал больше двух предметов из одной серии- то это уже коллекция! Потом у меня собралась коллекция японских свитков, потом- коллекции  нэцке, холодного оружия, европейской гравюры, скульптуры, тростей, морских карт.

- А сколько у вас  работ современных художников?

-За 2 с половиной года  я приобрёл около  500 работ. Сначала у меня стали скапливаться  старые предметы,  потом- этнические,  потом я стал собирать современное искусство.  И, в  конце концов, мне захотелось экспонировать всё это, выставлять, продавать, приобщать друзей и знакомых к коллекционированию.

-То есть ваша галерея будет выставлять не только работы современных художников, но ещё и предметы из ваших коллекций?

-Да, у нас выставлены макеты кораблей, маски, скульптура. Я хочу, чтобы ко мне в галерею заходили новые люди, которые далеки от искусства. Чтобы они втягивались постепенно…

-Мне очень нравится ваша идея. Сейчас галереи работают с элитой, которая рафинированно разбирается в искусстве. А слой таких людей истончается. Ещё тоньше прослойка в этом слое людей с деньгами, которые они готовы потратить на искусство. Но появляется много новых богатых петербуржцев, которые не умеют тратить деньги на по-настоящему красивые и ценные предметы…

-Вот мы уже научились тратить деньги в ресторанах- никто не жалеет выкинуть сотню долларов за удовольствие посидеть в приятном месте. Мы научились не скупиться, покупая хорошую одежду. Мы научились не жадничать, вписываясь в кредит для приобретения иномарки. Русские активно путешествуют по всему миру. Но до сих пор наши соотечественники не научились приобретать предметы искусства и помещать их у себя дома. И я этого не понимаю. Ведь одно дело- если деньги проел, или сносил вещь и выкинул, или съездил в поездку и у тебя остались лишь впечатления, и другое дело- когда ты приобрёл картину, которая всё время как- бы говорит с тобой, всё время воспринимается по-новому, и эта картина будет как член твоей семьи, на неё будут смотреть твои дети и внуки, через картину ты будешь общаться со своими потомками…

-Я думаю, что тут, как Ленин говорил, нужна агитация и пропаганда, перевоспитание масс и  просветительство, и прочие вещи.

-Наша галерея и собирается этим заниматься. У нас каждый день, кроме выходных, будут открыты двери для всех желающих посмотреть выставку.  Если кто-то захочет приобрести работу, то ему нужно будет связаться со мной. Мы собираемся работать с начинающими коллекционерами. Помочь им приобрети свою первую работу для коллекции. Стоит только начать… Наша галерея будет функционировать как клуб друзей, куда можно придти с семьёй, пообщаться за круглым столом, послушать музыку…

…Кстати, меня умилил диск Вадима Зверева под названием «Загрустил…». На нём изображён человечек из картины Дмитрия Яковина. Диск собрал Вадим для друзей галереи, без всякого коммерческого смысла.

Одна из первых выставок «Галереи Вадима Зверева» представила работы петербургских художников, которые галеристу близки. Я бродила среди работ Андрея Гонюкова, Галины Коростик, Армена Гаспаряна, Дмитрия Яковнина, и думала, что же всех этих авторов объединяет. Во-первых- это всегда высокий профессионализм, добротная сделанность. Во-вторых- ирония и юмор, фантазия и погружение в мир души, некая неочевидность, загадка, которую не разгадаешь ни в один миг, ни за один день…

-Меня в искусстве  интересуют три вещи, - говорит Зверев.- И этому я научился у японцев. Во-первых, не должно быть ничего яркого, искусственного. Предмет искусства должен быть гармоничным, композиционно слаженным. Во вторых- вещь должна быть тронута дыханием времени, в ней должен быть ручной труд. И в третьих- художественное произведение должно заставлять увидеть неувиденное, услышать неуслышанное.

По-дзэнски- она просто должна нравится, что необъяснимо.

            -То есть главное для вас- это некое необъяснимое влечение к отдельным работам?

- Я не являюсь экспертом в области живописи. Но у любого человека есть вкус. Почему то, одну картину хочется на стену повесить и бесконечно смотреть на неё, а  другую- нет. Выставлять и продавать надо то, что тебе нравится, что жалко отдавать другим. Вот мне непонятно, я прихожу к художнику, вижу 20-30 его работ, но по настоящему я влюбляюсь в 2-3 работы. Среди  мастеров мне нравятся те, кого боженька в темечко поцеловал, у кого, что называется, божий дар. И всех художников я делю на  две категории. Одни учились в академии художеств, в училище, и имеют соответствующий диплом. Ко вторым заходил в гости Бог. Я дружу с Санычем. Он работает в столярке. Он создаёт удивительные арт-объекты. Я два года хожу на выставки, в мастерские, я знаю многих художников, которые мне очень нравятся, и я вижу, что они не могут реализовать свои картины.

- И вы верите, что сможете заставить окружающий мир невоспитанных, неприученных к красоте людей, полюбить живопись?

-Да, полюбить и купить, повесить  в своём жилище. Я хочу делать выставки, которые будут покупать. Я хочу делать выставки, объединённые практической идеей. Что можно повесить в баню? Вовсе не обязательно- картины и скульптуры голых баб. Следующей выставкой в галерее будет «Искусство бани». Мне не нравится, когда галерея работает по остаточному принципу. Через 5-10 лет наши люди должны научиться покупать картины. Только картины в доме могут создать неповторимую атмосферу, имидж хозяина. Надо грамотно строить процесс вовлечения людей в искусство. Как проходит эволюция вкуса у человека? Сначала ради смеха он заходит в галерею, потом  кто-то подсаживается на коллекционирование. В Китае 5-10 лет назад не было  никакого интереса к искусству. Теперь там настоящий бум! Искусство продаётся, оно востребовано. .      -Есть сходство между коллекционированием и путешествиями?

-Живопись- это постоянное путешествие. Ты начинаешь видеть то, чего раньше не замечал. Искусство открывает фантазии, которые живут в головах других людей. Мир все видят по разному. Художник показывает как красив и необъятен мир. для этого нужны художники. Нужны идеалисты.

-Но художники иногда показывают, как мир безобразен.         

-За 2 года я много ходил по выставкам, я увидел  много чернухи. Но я не хочу собирать такое искусство.

- У вас уже есть свои открытия?

- Я хочу пропагандировать искусство Георгия Меркушева, который рисует  морские баталии. Я открыл Александра Курбатова- кузнеца, живущего под Тулой. У него есть своя  коллекция, и она называется  «Антиоружие».

-Занимаясь галерейной деятельностью, не забросите ли вы своё увлечение подводной фотографией?

-Я считаю, что, занимаясь фотографией, надо  создать хотя бы одну работу, которая вошла бы в историю. Мне удалось сделать такое фото- это девушка, которая играет с черепахой на морской глубине, подобно русалке. Однажды, во время дайв-сафари по заливу Кимбе в Папуа Новой Гвинее, удалось у рифа встретить местную сумасшедшую черепаху по имени Элси. Её когда Ито спасли дайвингисты, и с тех пор она хорошо шла на контакт с людьми. Моя ассистентка Мария смело бросилась в пучину, там я снимал с неё снаряжение и фотографировал с черепахой  Элси. Эти снимки стали знаменитыми. В подводной фотографии у меня есть свой почерк, своя идея. У меня были свои фотовыставки, издан альбом.

-Дома, наверное, вы ещё и аквариумных рыбок разводите?

-Дешевле и проще приехать к ним в места их обитания, чем содержать в городе в аквариумах…

-И всё же что вам ближе- фотография как искусство или живопись? 

-Фото- это креативная форма, но в ней слишком кортокий путь от замысла до результата. Кого-то это портит. Мне нравятся из фотографов Вадим Гипенрейтер, Вадим Колосов. Фотография может быть высоким искусством. Но в последнее время я увлечён работой своей галереи. 

.

Hosted by uCoz