Галерея «Сельская жизнь»

С БЕЛКОЙ ПО ЖИЗНИ

 

В Петербурге не так уж и много  художественных галерей. Ещё меньше центров, кузниц современного искусства. Таким уникальным центром можно назвать галерею «Сельская жизнь». Находится она в подходящем месте- в так называемой Деревне художников в Коломягах, в старом деревянном доме, построенном 100 лет назад. Говорят, что в нём когда-то жил гробовщик со своими гробами. Или купец, чьи сыновья разводили голубей.  Теперь там живут и работают художники Марина Алексеева и Борис Казаков. Голубей они не разводят, зато производят картины, фильмы, журналы и делают выставки.  С 1998 года в доме  функционирует художественная галерея «Сельская жизнь», издаётся художественный журнал с тем же названием, а также делаются анимационные рисованные фильмы. Выпускница Мухинского училища, керамистка Марина Алексеева  и мультипликатор Борис Казаков  могли бы преспокойно предаваться одиноким радостям творчества в арендованном под мастерскую доме. Но им захотелось другой, бурной, многолюдной сельской жизни, и они её устроили. На радость многим русским и зарубежным художникам, которые выставлялись в галерее, а также на радость коломяжским соседям, которые любят заглядывать на огонёк в дни вернисажей и днём позже, когда раскрутившееся действо вернисажа никак не притормозить. Богема любит бурное и затяжное общение.

10 минут от метро «Удельная», то бишь 40 минут от Петропавловской крепости- и любой любящий современное искусство петербуржец может оказаться в этаком провале во времени и  дыре в здравом смысле. Дощатый забор посреди кирпичных навороченных коттеджей, за забором- домик-игрушка с заснеженной крышей из прошлого. Во дворе –гигантские оторванные головки роз, чуть прихваченные морозцем. Размером эти розы больше машины, сдвинуть с места их может 6 человек, и сбросили этих мутантов в тихий дворик «Сельской жизни»-  не сумасшедшие инопланетяне-покровители искусств, а берлинский художник Серей Дотт. Дотт сделал из эпоксидной смолы  76 гигантских алых роз и разбросал их по миру. Во время фестиваля «Мастер-класс» нашу Дворцовую площадь застелили газонной травой, и Дотт выставил там свои розочки, три из них потом были переданы в дар «Сельской жизни».

Кроме роз, на фоне которых обожают фотографироваться местные аборигены, во дворе «Сельской жизни»  стоят  диковатые скульптуры разных авторов, в том числе работа Сергея Борисова, известного всем петербуржцам по своим абстракциям из металла на Конюшенной. Так что здесь почти как на Невском, только собаки гавкают громче и чувствуют себя вольнее. Летом хозяева сельской галереи любят вывешивать простыни на дубах во дворе и показывать фильмы прямо на них. Зимой просмотры новых работ происходят в кинозале галереи- комнате со старинными лепными потолками и печным отоплением. Иногда раздаются звуки рояля, чаще- гул бомонда, речь на разных языках, выстрелы шампанского- во время очередных открытий новых экспозиций… Вот такое смешение самого современного  искусства и традиционного ветхого жилья, деревенских корней, старых вещей и новых идей. Воплотившаяся идиллия- о гармоничной жизни почти на лоне природы, но с городской живостью и качественным многообразием творческих контактов.

 С годами «Сельская жизнь» вполне может превратиться в новую «Чукоккалу»- все её стены когда-нибудь можно будет увесить мемориальными досками «Здесь был такой-то». Уютно чувствующие себя в «Сельской жизни» Митьки, известные художники питерского андеграунда, дожившие до 90-х, молодые художники и фотографы, создающие новые направления в искусстве Петербурга и Европы, музыканты, композиторы, поэты, актёры, режиссёры. Легче вспомнить, кто здесь ещё не был из питерского плодоносящего слоя культуры. Последнее время этот дом на Новосельковской страшно полюбили кинематографисты. Кто здесь и что здесь только не снимал. То Пореченков по коридору бежит, то Хабенский перед камерой замер, то на ледяной веранде проходит энный дубль эротической сцены киногероев. Маня Алексеева и Борис Казаков уже привыкли к этой суматохе. Тем более, что они заняты своим творчеством. Даже бытовые тяготы, связанные с дровяным отоплением, добыванием водой из колодца, валенками на ногах и воришками алюминия- непременными атрибутами современной сельской жизни, отвлечь их от главного не могут.

 

МАНЯ

Маня Алексеева пишет чёрно-белые огромные картины, используя римейки из мирового искусства и нашего социалистического прошлого, детали природного и технического окружения.  Болты, ракушки, фрукты и перцы крупным планом, лишённые родного цвета, но зато вставшие в один эстетический ряд, радующий глаз. Этим летом работы М.Алексеевой выставлялись в аэропорту Зальцбурга, на большой выставке русского искусства «Russia fly by»  - вместе с работами ещё нескольких художников из Петербурга, Москвы и Новосибирска. В салоне модельера Татьяны Парфёновой на Невском можно посидеть на сером диване, расписанном Маней Алексеевой.

Ещё Маня Алексеева увлеклась «коробочками» и «музеями». Она из самых разнообразных мелких предметов делает крошечные кукольные комнатки и музеи- размером примерно 15 на 20 сантиметров.  «Музей космонавтики», «музей ботаники», «музей Куинджи», «ванная комната», «комната для труда»,- за последние несколько  лет Маня Алексеева воздвигла  из бисеринок, фантиков, значков и палочек целый мир- мир удушающее знакомый, переносящий в коммунистическое детство и в мечтаемое лакомое лакированное уютное будущее. Наверно, есть в самом деревянном доме что-то этакое, игровое, заставляющее рукоблудствовать, мечтать, погружаться и вспоминать. Вспоминать тактильно, пальцами, через крошечные, потерявшие свою функцию предметы, и глазами, душой, детским местом сердца. Её «музеи» быстро раскупаются коллекционерами, несколько штук закупил Русский музей. На фестивале «Современное искусство в традиционных музеях», традиционно уже устраиваемом институтом «Про Арте» в петербургских замшелых музеях, миниатюрные «традиционные музеи» М.Алексеевой произвели фурор. Выставку несколько раз продлевали- по просьбе трудящихся, что называется. Зрители уходили и приводили новых зрителей с собой.

Особая часть деятельности Мани- её кураторство. Сделав за 8 лет 53 выставки в «Сельской жизни», М.Алексеева выставила почти всех авторов Петербурга, чьи работы ей нравятся. Но появляются новые работы, новые имена, часто что-то интересное начинают создавать дети друзей и друзья детей. Маня Алексеева – куратор жёсткий и стильный.  В «Сельской жизни» не было ни одной случайной или проходной  выставки, претящей камертону вкуса галеристки. Хотя неожиданные экспозиции были. Впервые в качестве фотографа в «Сельской жизни» попробовал себя известный питерский художник Геннадий Устюгов. М.Алексеева сделала выставку карандашных  эскизов скульптора- абстракциониста Сергея Борисова. Все стены были в ковровом покрытии из тысяч вариантов. Оказалось, что за каждой абстракцией кроется колоссальный труд и отбор.  Однажды в галерею обратился французский художник. Оказалось, он живёт во Франции примерно в таком же доме- на грани большого горда и сельской местности, и ему захотелось сделать выставку своих работ именно в такой русской галерее на обочине. В результате активной выставочной деятельности в «Сельской жизни» формируется высококачественная  коллекция современного искусства. Домик не резиновый, его деятельным обитателям в нём становится всё теснее и теснее.

    Но и всех этих видов  деятельности М.Алексеевой не хватает, чтобы выразить весь эстетический спектр  того, что надиктовывает «гений места». На Новосельковской-16 родилось 7 номеров  странного, ни на что не похожего журнала «Сельская жизнь», издаваемого почти как рукотворная книга тиражом в 200 экземпляров. Рассказы, стихи, сказочки, странные комиксы и рисунки, даже диски- всё это выдержанное в строгом стиле разнузданного эстетского стёба, похохатывания, изощрённого примитива.  После номера, посвящённого животным, должен выйти номер, посвящённый Москве.

    

БОРИС

Верный спутник по сельской жизни Мани Алексеевой - Борис Казаков- один из интереснейших современных мультипликаторов Петербурга. Он делает  мультфильмы, разрисовывая фломастерами старую целлулоидную киноплёнку. Плёнку находит на свалках, складах и в других экзотических местах, где время застыло и образовало воронку с залежами потерявших смысл вещей. Борис не любит, когда его называют мультипликатором, считая, что он делает не мультики, а картины. Он не «аниматор», он художник, работающий с пленкой. Б.Казаков сделал  фильмы «Птенцы моря», «Колы», «Сирены Титана», «Око», «Сад камней»… Все они –это первоклассная  остроумная  графика, стремительно двигающаяся и вызывающая удовольствие от строго выдержанного стиля и живописности кадров.  Увидеть фильмы, увы,  нигде нельзя- только в «Сельской жизни», или на выставках в некоторых художественных галереях, или на кинофестивалях. Борис не научился быть коммерческим автором.

Когда- то Борис работал на Ленинградском Механическом Заводе художником-оформителем. Потом познакомился с Иналом Савченковым, Олегом Котельниковым, стал вместе с ними членом  объединения «Инженеры Искусств». Первые опыты с мультипликацией происходили на студии «Ленфильм». Это был фильм «Стрела Амура» на музыку Сергея Курехина. Потом встретил в «Сельской жизни» свою будущую жену Марину, обалдел от счастья…

В доме на Новосельковской можно увидеть картины Бориса Казакова- они похожи на гигантские конфетные фантики, и изображены на них какие-то леса, мишки, шишки и соответствующие шизофреничные пыльно-антикварно-сталинско-билибинские орнаменты, уводящие душу к русским бабушкам в русский лес. Под этими картинами становится так уютно, душно и грустно, трепетно. Если работы Мани Алексеевой пронизаны лучами, соединяющими компьютерное пластиковое будущее с остроумно переосмысленным прошлым, то творчество Бориса Казакова всё обращено на прочувствование прошедшего времени, поиск древних устойчивых основ.

Один из самых знаменитых фильмов Б.Казакова-это «Сад камней» по книге  Владимира Шинкарева «Максим и Федор».  «Идёт Максим по тропке между круч»...- в этой уморительной стилизации русского под японское, есть нечто напоминающее  сельское бытиё на отшибе- все эти рассуждения о том, что надо бы выпить саке, все эти путешествия в состоянии изменённого сознания, попадания не туда, куда надо.  Но в результате такой вот несколько расслабленной сельской жизни художник попадает именно туда, куда надо. 

«Живописи тысячи лет, но люди продолжают создавать шедевры. То же будет и с изобразительным искусством, вытянутым во времени. Сейчас это называется кино, хотя мне не важно, какое название это искусство носит. Кино на плёнке- 100 лет, на смену ему приходит видео и цифровые технологии, но кто-то по-прежнему будет обращаться к этому материалу.   Сейчас моден компьютер, но мне хочется пиарить плёнку», - говорит Б.Казаков, и упрямо продолжает возиться с километрами антикварного целлулоида, обрастая всё больше учениками и плодами детского творчества. Правда, не брезгуя и возможностями компьютера.

В своей работе по созданию двигающегося нарисованного мира Борис Казаков чувствует себя почти демиургом. «Когда рисуешь, твои герои - не только снятый или нарисованный человек, но и предмет. Есть связь между предметами до всякой мультипликации, есть своя драматургия этой связи. Я знаю, как сделать так, чтобы персонаж сделал так, как мне нужно. Человек как модель, часто отодвигает режиссёра. Например, Фаина Раневская. Там никакой режиссёр не был нужен, девушку просто пёрло. Я не знаю, как с ней удалось бы договориться. Когда ты что-то нарисовал, имея опыт, ты знаешь, что гарантированно  будет. Если начнут молотки и гвозди у столяра сопротивляться - он сразу это поймёт. В этом смысле в мультипликации весь мир тебе подчинён. У персонажей нет возможности своевольничать, однако в законченной работе порой видишь, что они сделали что-то свое».

Под влиянием демиурговско-аниматорской  деятельности мужа, Маня Алексеева недавно создала свой первый цифровой мультфильм- про белок. Он шёл на экранчике крошечного рукотворного музея Мани.

 

            БЕЛКИ

            Белки- это статья особая  в «Сельской жизни». В самый первый год своей сельской жизни Борис пошёл за водой, а пришёл с окровавленным бельчонком в руках. Борис отобрал его у хищных ворон, которые пытались бельчонком позавтракать. Неожиданно для всех уже на следующий день бельчонок лапками отмыл свои раны и занялся бурной хозяйственной деятельностью в доме. Его назвали Толик. Кот и собака хозяев «Сельской жизни» неоднократно пытались белку поймать, но у них ничего не получалось. Через год Толика отнесли в лес к белкам- жениться.

            Расставшись с любимым зверьком, Маня Алексеева поняла, что белка- это тотем этого дома. И начала собирать коллекцию белок во всех видах- резиновом, тряпичном, пластиковом. В коллекции несколько сотен зверьков, но пополняется она медленно, так как во всё мире почему-то очень мало делают именно белок, в отличие от других животных. В Америке, например, их не любят, они для них вредители, типа чрезвычайно наглых, бегающих по деревьям крыс. Для кого как, а для меня белка- самый сладкий символ Нового Года и одна из ипостасей национального русского характера. Зверёк шустрый, трудолюбивый, запасливый, легко идущий на контакт и не брезгующий элегантным попрашайничаньем и лёгким грабежом. Маня Алексеева настолько сроднилась с этим тотемом, что теперь везде, где только можно, белок рисует и приклеивает. Так что если есть у кого лишняя белка- «Сельская жизнь» с радостью её примет и поставит на полочку будущего музея.

            Если только эта полочка сохранится. В 2010 году кончается срок аренды, и судьба уникальной некоммерческой галереи на обочине города тонет в тумане…

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz