Искусствознание- в народ.

Елена Тюнина и Сева Рожнятовский – люди, довольно известные в художественной, искусствоведческой и молодёжной среде города. Все, кто посещает художественные выставки, следит за поэтической и литературной средой города,  увлекается актуальным и современным искусством- все знают очаровательную Елену и романтичного Севу.  

Хотя их жизнь могла бы сложиться и по-другому. Елена по образованию- экономист, заканчивала наш фин-эк. После института работала во многих фирмах финансовым директором. Но душа её тянулась к другому. В 90-е Лена пошла учиться искусствоведению в РХГИ, где в небольших уютных группах преподавали историю искусства, музыки, театра, литературы замечательные специалисты- Бокин, Вострецова, Завьялов, Ларионов. Темой диплома Елены было творчество современного скульптора Михаила Ершова. Но этого Тюниной показалось недостаточно, и она продолжила образование в Европейском университете на Гагаринской. Где написала диссертацию о Жозефе Бернаре, интересном французском скульпторе, работавшему с камнем по-античному, без эскизов, и научившему этой методе многих русских скульпторов 20 века. В Европейском университете Елена познакомилась с псковским историком и поэтом Всеволодом Рожнятовским, писавшим там диссертацию об эффектах дневного освещения в домонгольских храмах Руси. Сева и Елена решили начать новую совместную жизнь и новое совместное дело. Дети от первых браков подросли, дочь Елены уехала учиться дизайну в Англию.

Неподалёку от Гагаринской Елена купила полуподвал, переходящий в первый этаж. Судя по всему, это был арсенальный подвал с очень толстыми стенами и уникальными закруглёнными окнами. Из этого помещения вновь испечённые искусствоведы сделали уютную галерею с жилым отсеком. Жизнь прямо непосредственно в артсреде оказалась очень увлекательной. На табличке с адресом галереи, висевшей на двери, в слове «дом » отвалилась буква «м», что и дало название галерее. Название  «До-галерея» вызывало философские, литературные, музыкальные  и даже бытовые аллюзии и быстро прижилось. Первой выставкой была экспозиция Марины Спивак в 2006 году, потом пошли выставка за выставкой. Одной из самых запомнившихся был проект Анатолия Белкина «12 писем Рембрандту». Кроме выставок Елена и Всеволод стали проводить поэтические вечера, конкурсы, новогодние маскарады. Жизнь кипела ключом, но не приносила доходов.

И тут Елена и Всеволод почувствовали тягу гостей галереи к истории искусства, которую мало кто изучал. Искусствоведы создали «Школу для чайников», стали преподавать прямо у себя в галерее, и вскоре поняли, что сами уже не справляются. Желающих изучать историю искусства становилось всё больше, чаще всего приходили молодые люди, уже получившие в вузах дипломы, нашедшие себе работу, но чувствующие пробелы в своём гуманитарном образовании. Тюнина и Рожнятовский решили привлечь к образовательно-просветительской программе своих друзей и знакомых, многие из которых являются лучшими историками и искусствоведами города. Теперь в галерее «До» можно прослушать не только курс лекций для чайников, но и услышать лекции наших выдающихся современников- Ивана Чечёта, Евгения Анисимова, Елену Баснер, Ивана Саблина.

Вскоре к лекциям добавились и экскурсионные программы. Слушатели, имеющие неплохие зарплаты  на своих часто скучных работах, обычно в отпуск уезжали в путешествия по дальним странам. Учёба на курсах пробудила у них особый интерес при посещении зарубежья. Так возникли искусствоведческие туры по музеям и галереям Италии, Франции, Германии, сопровождающиеся лекциями специалистов высшего уровня. Продолжается традиция и воскресных экскурсий по пригородам Петербурга. Многие из таких экскурсий следовало бы снимать и показывать на ТВ, так как они посвящены острым темам- проблемам уничтожения и сохранности нашего культурного наследия.  

К тому же галерея превратилась в клуб по интересам, в форму культурного проведения досуга, несколько пар нашли друг друга и поженились.

  Так что за каких-то четыре года в Петербурге появилась новая активная и живая галерея, а вокруг неё создаётся и развивается культурный слой просвещённых образованных любителей и знатоков искусства. И всё это без всяких дотаций, грантов и «дай дядя денежку на культурку». К сожалению, сейчас в городе появилось много «школ для чайников», когда какая-нибудь малообразованная дамочка с деньгами нанимает за три копейки бедолаг-художников, и те дают чайниковские уроки дилетантам, тянущимся к искусству. «До-Галерея» основана на качественной основе профессионалами высокого уровня.

Если бы таких творческих  дуэтов, как Елена Тюнина и Всеволод Рожнятовский, было бы в городе  побольше, то Санкт-Петербург был бы ближе к своему исчезающему образу «культурной столицы». Радует финансовая успешность проекта  Елены и Всеволода. Несмотря на «экономические кризисы», «культуру как самую бедную отрасль экоомики», просветительско-образовательный проект Тюниной и Рожнятовского оказался востребованным. Сверхдоходов он не приносит, но жить достойно позволяет. Достойно, полезно и весело.   

Hosted by uCoz